Совет потребителей РЖД выступил против точечных изменений в Прейскуранте 10-01

Совет потребителей РЖД выступил против точечных изменений в Прейскуранте 10-01

18 октября 2016

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» представил свою позицию по вопросу реализации Плана мероприятий по совершенствованию системы тарифного регулирования на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также рассмотрел предложения ОАО «РЖД» о введении в 2016 году точечных изменений тарифного руководства по грузовым железнодорожным перевозкам (Прейскурант 10-01). Данные вопросы были рассмотрены на заседании комитета по тарифному регулированию совета потребителей ОАО «РЖД», состоявшемся 12 октября 2016 года, с участием представителей крупнейших грузоотправителей, предприятий малого и среднего бизнеса, операторов подвижного состава. Экспертное заключение по результатам заседания было направлено заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Аркадию Дворковичу 18 октября.

В ходе заседания представитель ОАО «РЖД» проинформировал о предложениях монополии, разработанных в целях покрытия предполагаемого дефицита бюджета компании и предусматривающих следующие изменения в тарифную базу 2016 года и индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 2017 год.

- О внесении до конца 2016 года точечных изменений в действующие тарифные схемы Прейскуранта 10-01 с целью сокращения тарифных диспропорций, а именно:

1) дополнительно индексировать перевозки в собственных полувагонах:

для 1 и 2 классов грузов – на 4,2%,

для 3 класса грузов – на 2,2%;

2) дополнительно индексировать порожний пробег грузовых вагонов на 2,75%;

3) дополнительно индексировать перевозки в контейнерах на 4,2% на все расстояния перевозки;

4) унифицировать тарифы на перевозку нефтяных грузов за счёт перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из первого во второй тарифный класс, газойль — из третьего во второй тарифный класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во второй тарифный класс.

- О вариантах индексации тарифов на грузовые перевозки на 2017 год:

Вариант 1: общая индексация в размере 4,5% при условии внесения всех точечных изменений в базу 2016 года и сохранения (снятия ограничений по сроку) действия повышающего коэффициента в размере 13,4% на перевозки экспортных грузов в рамках тарифного коридора.

Вариант 2: общая индексация в размере 6,8% при условии внесения всех точечных изменений в базу 2016 года и отмене с 30 января 2017 г. повышающего коэффициента в размере 13,4% на перевозки экспортных грузов в рамках тарифного коридора.

Вариант 3: общая индексация в размере 9,6% при отказе от точечных изменений и отмене повышающего коэффициента на перевозки экспортных грузов.

В ходе обсуждения члены комитета по тарифному регулированию совета потребителей и приглашённые эксперты отметили недостаточную обоснованность предполагаемого ОАО «РЖД» дефицита бюджета на 2017 год и, соответственно, предлагаемых изменений в тарифную базу 2016 года, необходимость уточнения исходных данных и представления к обсуждению величины общей тарифной нагрузки на грузовую базу РЖД.

По оценке комитета, по предлагаемым перевозчиком тарифным решениям общая величина индексации тарифов на 2017 год, с учётом комплекса предложений от ОАО «РЖД», более чем вдвое превышает показатель годовой индексации в 4,5%, предусмотренный Приказом ФАС России №1226/15 от 10.12.2015 г.

По мнению совета потребителей, предложения РЖД по точечным изменениям в Прейскурант 10-01 несут значительные негативные последствия для рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом в целом.

Также после детального рассмотрения комитет счёл нецелесообразным продление срока действия повышающих коэффициентов к тарифам на перевозки экспортных грузов в рамках тарифного коридора (13,4%) на 2017 год.

По результатам заседания члены комитета фактически единодушно отметили целесообразность повторного рассмотрения тарифных предложений ОАО «РЖД» при условии предоставления финансового плана и инвестиционной программы компании на 2017 год, а также планов по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов для покрытия прогнозируемого дефицита бюджета в этот период. Кроме того, члены совета потребителей, представители крупнейших грузоотправителей, консолидировано поддержали вариант общей индексации тарифов на железнодорожные перевозки — без скрытой дополнительной индексации (точечных изменений в Прейскурант 10-01) по классам грузов, родам подвижного состава, порожнему пробегу, нарушающей сложившийся отраслевой баланс.

Совет потребителей РЖД отметил недопустимость принятия точечных поправок в Прейскурант 10-01, так как предлагаемые изменения носят базовый характер для всей тарифной системы, они меняют сложившуюся структуру действующего прейскуранта и увеличивают тарифную нагрузку на весь период действия его текущей редакции.

По мнению совета, необходимо уточнить исходные данные для обоснования дефицита бюджета ОАО «РЖД» в соответствии с публичной отчётностью компании, подготовленной в стандарте МСФО. При подтверждении заявленного ОАО «РЖД» размера дефицита и недостаточности мер по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов монополии для покрытия прогнозируемого дефицита бюджета предлагается рассмотреть варианты:

- получения государственных субсидий;

- увеличения общей индексации тарифов на железнодорожные перевозки на 2017 год.

Члены комитета полагают, что целесообразно сформировать понятную и обоснованную тарифную политику ОАО «РЖД», основанную на принципах долгосрочного тарифного регулирования, а также увязки тарифных решений естественной монополии с показателями качества её работы.

В качестве базовых подходов к реализации решений протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта №7 от 26.09.2016 г. были определены следующие:

- поддержать расширение границ коридора, в первую очередь на высококонкурентных с другими видами транспорта рынках перевозок, при условии формирования тарифа с учётом скидки на уровне не ниже зависящих затрат ОАО «РЖД»;

- считать нецелесообразным принятие решений ОАО «РЖД» в рамках тарифного коридора за счёт упрощения учёта ценовых факторов, в том числе возникающих вследствие изменения курса иностранных валют;

- отметить, что уточнение оснований повышения тарифов при ограничениях пропускной способности на отдельных участках инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования возможно только в привязке к программе развития этих узких мест с последующим подтверждением направления полученных дополнительных доходов от тарифных решений на снятие таких ограничений;

- отметить нецелесообразность снятия ограничений по сроку действия повышения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в соответствии с пунктом 15.4 «Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов».

На заседании совета потребителей присутствовали и принимали активное участие представители Минэкономразвития России и ОАО «РЖД». Представители ФАС России на обсуждение вопросов комитетом по тарифному регулированию совета потребителей ОАО «РЖД» не пришли.
35582

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма