Совет потребителей рассмотрел вопрос о применении льготы по уплате налога на имущество организаций в отношении железнодорожного подвижного состава

Совет потребителей рассмотрел вопрос о применении льготы по уплате налога на имущество организаций в отношении железнодорожного подвижного состава

17 июля 2017

В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации закреплена следующая льгота: освобождается от налога на имущество движимое имущество организаций, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств, за исключением постановки на учет по итогам реорганизации, ликвидации и передачи между взаимозависимыми лицами (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Следует отметить, что предоставленное с 2013 года на федеральном уровне право освобождения от налога на движимое имущество является весьма ощутимой поддержкой деятельности предприятий железнодорожного комплекса, что особенно важно в период сложной экономической ситуации на рынке оперирования железнодорожным подвижным составом, беспрецедентного падения покупательной способности и вынужденного введения механизма государственного стимулирования покупки новых грузовых вагонов.
В связи с принятием Федерального закона № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2018 г. данная льгота будет применяться только на территории субъектов РФ в случае принятия соответствующих законов субъектами РФ (ст. 381.1 НК РФ).
Соответственно, предоставление льготы по движимому имуществу на федеральном уровне отменяется, при этом существует большая вероятность непредоставления указанной льготы на региональном уровне вследствие:
    незаинтересованности регионов в принятии решений, сокращающих доходы регионального бюджета;
    риска признания Минфином региона, всё-таки предоставившего льготу, высокодоходным и не требующим дотаций и, соответственно, перераспределения бюджетных средств, распределяемых Минфином, в пользу дефицитных регионов;
    другого комплекса мер, предпринимаемых Минфином в отношении льготного региона, имеющих негативные последствия для формирования регионального бюджета.

Кроме того, в результате указанного налогового нововведения может быть искусственно создана ситуация «перетягивания» между субъектами Российской Федерации крупных налогоплательщиков посредством принятия решений о введения указанной налоговой льготы или отказа от ее введения в зависимости от параметров наполнения регионального бюджета, без какого-либо эффекта для экономики страны в целом.
Указанные обстоятельства обуславливают непрогнозируемую для владельцев подвижного состава перспективу экономических условий хозяйствования, провоцируют возникновение дополнительных экономических рисков и сокращение либо отказ от инвестиционных программ по приобретению или получению в лизинг нового, более эффективного железнодорожного подвижного состава, а также могут вызвать рост цен на услуги по предоставлению вагонов под перевозки, необходимый для компенсации налоговых последствий, что, в конечном итоге, дополнительно увеличит транспортную составляющую для грузоотправителей.
Это непосредственно приведет к ухудшению экономического положения операторов, снижению привлекательности бизнеса, окончательному сворачиванию инвестиционной активности. В течение 2015-2017 гг. государство предпринимало беспрецедентные меры по стимулированию операторами обновления парка и приобретению нового инновационного подвижного состава (было выделено около 20 млрд. руб. субсидий).
При этом по целому ряду родов подвижного состава сохраняется критическая ситуация с их обновлением (цистерны, платформы, крытые вагоны, которые в последние 3 года практически не приобретались операторами), в том числе по причине сохранения низких ставок на вагоны, вызванных неплатежеспособностью клиентов, особенностями оперирования парком (например, платформы, где одним из основных заказчиков является Минобороны России), потерей грузовой базы.
Увеличение платежей по налогу на имущество в части пригородного пассажирского подвижного состава также приведет к росту затрат на подвижной состав пригородных пассажирских компаний с соответствующими последствиями для их финансового положения, нагрузке на потребителей и региональные бюджеты.
Кроме того, введение налога окажет отрицательное влияние на формирование инвестиционной программы ОАО «ФПК» по обновлению парка пассажирских вагонов.
Также возрастет потребность в дополнительном финансировании локомотивного парка ОАО «РЖД».
Введение в такой ситуации налога на имущество приведет к разбалансированности системы государственной поддержки транспортной отрасли, в которой, с одной стороны, предоставляются субсидии на приобретение подвижного состава и поддержки машиностроения, а с другой – увеличивается налоговая нагрузка на инвестирующие организации, сокращая и без того слабые инвестиционные возможности.
Таким образом, с целью сохранения возобновившегося притока инвестиций в развитие железнодорожного транспорта в целом без увеличения дополнительной нагрузки на конечных потребителей целесообразным представляется вариант сохранения на федеральном уровне льготы по налогу на имущество организаций в отношении транспортных средств, включая железнодорожный транспорт.
Для реализации указанного предложения представляется целесообразным изложить статью 381.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 №117-ФЗ в следующей редакции:
«Статья 381.1. Порядок применения налоговых льгот
С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пункте 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса (за исключением железнодорожного подвижного состава) применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации».
6317

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма