Совет потребителей рассмотрел проекты финплана и инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2020-2022 гг.

Совет потребителей рассмотрел проекты финплана и инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2020-2022 гг.

23 Октября 2019

На заседании 23 октября 2019 года Совет потребителей рассмотрел проекты финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

По сравнению с Базовым сценарием Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. №466-р, прогнозные финансовые показатели на 2020-2022 гг. улучшились.

Операционные показатели
Были проанализированы данные по объему погрузки, грузообороту без учета порожнего пробега приватных вагонов, общему грузообороту, среднегодовым темпам прироста погрузки и грузооборота.
С учетом прогнозируемых макроэкономических параметров и конъюнктуры рынков прогноз погрузки на 2020-2022 гг. по сравнению с ДПР снижен. При этом прогноз по грузообороту увеличен за счет роста дальности перевозок.

Индексация тарифов
В связи с пересмотром Министерством экономического развития Российской Федерации прогноза по инфляции финансовый план предполагает более низкую индексацию тарифов по сравнению с предусмотренной в ДПР:
- в 2020 г.: 3,5% против 3,6% в ДПР;
- в 2021 г.: 3,7% против 3,9%;
- в 2022 г.: 3,6% против 3,8%.
Тарифные инициативы сверх базовой индексации по формуле «Инфляция−0,1 п.п.» не предусмотрены.

Финансовые показатели
Несмотря на конъюнктурные изменения грузовой базы и снижение индексации EBITDA и чистая прибыль Компании в период 2020-2022 гг. растут, что достигается за счет более высокого грузооборота и дополнительных оптимизационных мер.
Чистая прибыль компании (за исключением выплат дивидендов по привилегированным акциям) будет направлена на реализацию инфраструктурных проектов.
В качестве положительного фактора Совет потребителей отмечает планируемый ОАО «РЖД» рост всей инвестиционной программы (по сравнению с ДПР) при сохранении утвержденных Правительством Российской Федерации параметров долгосрочной индексации тарифов на грузовые перевозки по формуле «Инфляция−0,1 п.п.» и сбалансированности долгосрочной финансовой модели Компании.

Учитывая дополнительные обязательства по финансированию инвестиционных проектов, Совет потребителей отмечает важность и поддерживает позицию ОАО «РЖД», направленную на сохранение сбалансированности долгосрочной финансовой модели Компании и обеспечение финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части:
- необходимости сохранения прибыли в компании (отказ от выплаты дивидендов по обыкновенным акциям) для финансирования инвестиционной программы, что соответствует параметрам, зафиксированным в ДПР;
- компенсации в полном объеме потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2016 г. №703, и принятия мер по погашению задолженности прошлых лет.

Совет потребителей отмечает значительную пассажироориентированность проекта инвестиционной программы. Комитет по вопросам пассажирских перевозок Совета потребителей сформировал ряд предложений по возможным резервам повышения эффективности, которые в настоящее время обсуждаются с ОАО «РЖД» в рабочем порядке.

Совет потребителей отмечает, что инвестиционный план компании предполагает сокращение на 2020-2022 гг. лимита расходов по сравнению с ДПР («сдвиг вправо») по следующим проектам развития Восточного полигона: «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей»; «Модернизация БАМа и Транссиба (II этап)»; «Мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза, в т.ч. Транссиб за 7 суток»; «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет».

Потребители видят риски недостижения целевых показателей по вывозу грузов, в первую очередь, в направлении портов Ванино, Находка и Восточный-Находка, которые в настоящее время развиваются частными инвесторами в расчете на объемы вывоза, предусмотренные рядом нормативных документов, включая:
- Паспорт проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 г. № 2116-р);
- Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 г. № 2101-р);
- Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 года;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» («майский указ»).

Согласно комментариям ОАО «РЖД» целевые показатели по провозной и пропускной способности остаются на уровне утвержденных в Комплексном плане. Достижение целевых показателей будет обеспечено ростом веса поезда (использование более мощных локомотивов, точечное усиление инфраструктуры) и сокращением интервалов движения (модернизация энергетики и средств автоматики и телемеханики). Совет потребителей запросил детальный анализ достаточности предлагаемых мероприятий.

Таким образом, Совет потребителей отмечает, что финансовые параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» в общей сумме на 2020-2022 гг. соответствуют и даже опережают показатели ДПР.
При этом Совет потребителей обращает внимание на возможный риск невывоза грузов на фоне сокращения инвестиций в 2020-2022 гг. («сдвиг инвестиций вправо» на 2023-2024 гг.) по проектам развития Восточного полигона. Минимизация этого риска – общая задача для ОАО «РЖД» и промышленности, которым важно формировать планы развития и инвестиций во взаимной увязке.
Совет потребителей отмечает, что в ответ на предложения потребителей ведется конструктивная совместная работа по формированию перечня направлений и участков, имеющих приоритетное значение для вывоза грузов, и оптимального набора как инвестиционных, так и организационно-технологических мероприятий, направленных на достижение целевой провозной способности.
Совет потребителей ожидает, что результаты этой работы будут учтены в Инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2020-2022 гг.

Фото: пресс-центр ОАО «РЖД»
187

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС вагоны ФГК открытое министерство грузы локомотивы инвестпрограмма