Совет потребителей рассмотрел проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте»

Совет потребителей рассмотрел проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте»

27 июня 2018

Совет потребителей рассмотрел проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте».

Совет потребителей в целом поддерживает проект приказа Минтранса России «Об утверждении правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте» с учетом внесения в приказ следующих замечаний.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 проекта Правил заявителем переадресовки может быть отправитель собственных порожних вагонов (владелец вагонов).
По п.2 проекта Приказа. Предлагается рассмотреть возможность предоставления права на подачу запроса на переадресовку лицу, которое управляет вагоном на законных правах в определенную единицу времени (например, оператор по доверенности).
На практике большинство операторов с большой эффективностью используют реализованный механизм привлечения вагонов иных операторов под свои заказы в рамках выданных доверенностей, внесенных в информационные системы ОАО «РЖД».
Право уполномочить своего представителя подавать заявления о переадресовке собственного порожнего вагона закреплено в статье 31 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Реализация данного предложения предоставит оператору дополнительную возможность эффективно управлять привлеченным парком.
С учетом сказанного, предлагается изложить абз.2 и 3 пункта 2 проекта Приказа в следующей редакции: «По заявлению в письменной форме отправителя собственных порожних вагонов, владельца вагонов (далее – заявитель переадресовки), если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик может производить переадресовку собственных порожних вагонов с изменением получателя и (или) железнодорожной станции назначения.
При подаче заявления о переадресовке лицом, уполномоченным грузоотправителем, грузополучателем, отправителем, владельцем вагонов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации перевозчик имеет право проверить его полномочие.»
По п.4 проекта Приказа. В тексте допущена опечатка: в абзаце 14 пункта 4 проекта Приказа «В заявлении о переадресовке собственного заявитель переадресовки порожнего вагона (вагонов) указывает…» между словами «собственного» и «заявитель», вероятно, пропущено слово «вагона».
По п.7 проекта Приказа. В абзаце 2 пункта 7 проекта приказа имеется отсылка к требованиям антимонопольного законодательства. Указанное положение не в полной мере раскрыто в проекте Приказа и представляется для участников перевозочного процесса непрозрачным и нечётким критерием. В этой связи целесообразно исключить указанную отсылочную норму и изложить абзац в следующей редакции:
«По итогам рассмотрения и согласования заявки на переадресовку перевозчик принимает решение об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении в течение одних суток с момента регистрации заявления о переадресовке грузов или собственного порожнего вагона (вагонов).»
По п.9 проекта Приказа. Имеется замечание технико-юридического характера. Необходимо дополнить пункт текстом «если иное не установлено настоящими правилами», поскольку далее в пункте 17 проекта Правил предусмотрен случай, при котором оформляется новый перевозочный документ на вагон при переадресовке в пути следования. Предлагается изложить пункт 9 проекта Приказа в следующей редакции:
«9.    Переадресовка грузов и собственных порожних вагонов в пути следования осуществляется по первоначальным перевозочным документам, если иное не установлено настоящими Правилами.»
По п.11 проекта Приказа. Согласно п.11 проекта Приказа, если порожний вагон был раскредитован, но по каким-то причинам на пути получателя не подан, то владелец вагона обязан оформить переадресовку. Эта переадресовка будет либо по новым перевозочным документам, либо (в указанных случаях) по неполным. Предлагается предусмотреть возможность оформления новой перевозки, а не переадресовки и дополнить п.11 проекта Правил абзацем следующего содержания:
«В случае необходимости дальнейшей перевозки собственного порожнего вагона, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, предъявление такого вагона к перевозке осуществляется после раскредитования накладной и оформления новой накладной. Новая перевозка переадресовкой не является. В случае отсутствия на железнодорожной станции назначения получателя или отказа получателя от погрузки собственного порожнего вагона, перевозочные документы могут быть раскредитованы отправителем (владельцем вагона) с последующим оформлением новой накладной на перевозку.»
По п.12 проекта Приказа. Предлагается дополнить пункт положениями, предусматривающими возможность переадресовки в пути следования (фактически это происходит), а также исключить изменение вида отправки (маршрутной или групповой) в случае, если одиночные вагоны отцеплены по причине технической неисправности, изложив пункт 12 в следующей редакции:
«12. Переадресовка отдельных вагонов с грузом, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, в том числе отправительского маршрута, допускается в пути следования или на железнодорожной станции назначения груза с оформлением дальнейшей перевозки новыми перевозочными документами. Переадресовка остальных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, осуществляется по первоначальным перевозочным документам.»
По п.12.1 проекта Приказа. В соответствии с пунктом 12.1 проекта Правил перевозчик может переадресовать порожние вагоны, следующие в групповой или маршрутной отправке, при этом к заявлению о переадресовке дополнительно должно быть приложено согласие первоначального получателя таких вагонов на данную переадресовку. Требование о приложении данного согласия первоначального получателя представляется избыточным. Это требование может осложнить процесс организации переадресовки ввиду того, что в ряде случаев оператор подвижного состава не имеет никаких договорных отношений с данным получателем.
Кроме того, при «заадресовке» порожних вагонов достаточно только наличия согласованной перевозчиком заявки формы ГУ-12. При этом, оператор железнодорожного подвижного состава несет ответственность перед своим клиентом за не предоставление (не своевременное предоставление) подвижного состава в рамках заключенного договора при выполнении согласованной сторонами заявки. Положения абзаца третьего пункта 12.1 проекта Правил не относятся к предмету правового регулирования проекта Правил.
С учетом изложенного, предлагается изложить пункт 12.1 проекта Правил в следующей редакции:
««12.1. Переадресовка отдельных собственных порожних вагонов, следующих в составе групповой или маршрутной отправки и не отцепленных в пути следования по причинам, указанным в пункте 17 настоящих Правил, допускается по заявлению заявителя переадресовки собственного порожнего вагона в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В этом случае вид отправки по первоначальным перевозочным документам на железнодорожной станции назначения определяется по количеству фактически прибывших на станцию порожних вагонов (с учетом норм прямого отправительского маршрута при первоначальной перевозке отправительским маршрутом).»
По п.14 проекта Приказа. В проекте Правил предлагается распространить на перевозку порожних вагонов действие приказа Минтранса России от 21.12.2009 г. № 245 «Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог», созданного для перевозки грузов и не содержащего в себе указания на его действие в отношении порожних вагонов.
Экономическая оценка последствий применения данного Приказа и внесение в него соответствующих изменений требует дополнительного времени. Кроме того, так как положения, касающиеся тарификации из проекта Правил исключены, данный пункт фактически утратил свою актуальность.
В этой связи, представляется целесообразным исключить Пункт 14 из проекта Правил.
По п.17 проекта Приказа. Согласно положениям пункта 17 проекта Правил, появляется возможность переадресовать собственный порожний вагон (вагоны), отцепленный (е) от групповой (маршрутной) отправки в пути следования. При этом основную часть отправки переадресовывать нельзя.
Совет потребителей считает, что в условиях, когда определен механизм переадресовки отцепленных вагонов от основной накладной, технологически эффективно будет разрешить переадресовку и основной накладной. Данное требование обусловлено тем, что в ряде случаев операторы подвижного состава по согласованию с грузоотправителями обеспечивают подвод вагонов под погрузку в определенном количестве (определенными группами) и в случае, если от такой группы происходит отцепка вагонов, то оставшиеся вагоны целесообразней направить под иную погрузку т.к. их подвод под ранее планируемую погрузку уже нецелесообразен. Кроме того, возможны случаи, когда от групповой или маршрутной отправки может быть отцеплена группа вагонов в количестве большем, чем останется основная отправка. В результате, возникает ситуация, когда большая часть отцепленных вагонов может быть переадресована, а меньшая, оставшаяся часть вагонов – нет.
Предлагается дополнить пункт 17 проекта Правил абзацем следующего содержания:
«Собственные порожние вагоны, следующие в составе групповой (маршрутной) отправки, от которой по технической или технологической причине был отцеплен грузовой вагон (вагоны) могут быть переадресованы в пути следования в соответствии с настоящими Правилами, причем переадресовка основной группы вагонов является переадресовкой всей группы или маршрута, если на отцепленные вагоны не передано отдельное заявление на переадресовку.»
Кроме того, целесообразно дополнить пункт указанием на возможность проставлять отметки и оформлять документы в электронной форме, а также раскрыть перечень причин отцепки по причинам, зависящим от перевозчика.
По п.25 проекта Приказа. Предлагается дополнить пункт 25 положениями, предусматривающими возможность произвести бесплатную переадресовку вагонов при отсутствии технологической возможности у ОАО «РЖД» доставить груз до первоначальной станции назначения в установленный срок, например, при «бросании» или «отставлении от движения» поездов.
Предлагается дополнить пункт 25 проекта Правил абзацем следующего содержания:
«При остановке в пути следования поездов по причинам, зависящим от перевозчика («бросании» или «отставлении от движения» поездов), в составе которых имеются вагоны, оформленные повагонными отправками, плата за переадресовку вагонов, оформленных повагонными отправками, вносится по согласованию с перевозчиком.»
Кроме того, существует плата за оказание услуг по переадресовке. В связи с этим, указание на договор переадресовки между перевозчиком и заявителем представляется избыточным. Предлагается исключить абзац 2 из пункта 25 проекта Правил.
7682

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма