Совет потребителей рассмотрел проект приказа ФАС России касательно долгосрочного государственного регулирования тарифов

Совет потребителей рассмотрел проект приказа ФАС России касательно долгосрочного государственного регулирования тарифов

27 июня 2018

Совет потребителей рассмотрел проект приказа ФАС России «О внесении дополнений и изменений в отдельные приказы ФСТ России в рамках реализации долгосрочного государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках».

Совет потребителей отметил, что предложение ФАС России об установлении дополнительного повышающего коэффициента 1,2 для отдельных грузов не соответствует согласованным Советом потребителей условиям перехода на долгосрочную систему тарифного регулирования, предусматривающим невозможность увеличения тарифной нагрузки на грузоотправителей сверх утвержденных параметров и установление для всех грузов с 2019 г. верхней границы тарифного коридора равной 1,0.
В Проекте приказа ФАС России отсутствует объективный и четкий механизм определения альтернативных маршрутов, а также оценки наличия свободных портовых мощностей, которые необходимы для принятия обоснованного решения о введении повышающего коэффициента.
Несмотря на актуальность дальнейшего развития портовой инфраструктуры Российской Федерации, предлагаемое в Проекте приказа ФАС России установление повышающего коэффициента без конкретных условий создает риски роста тарифов для всех грузоотправителей, осуществляющих перевозки через пограничные переходы.
С учетом этого Совет потребителей не поддерживает предложение ФАС России по введению с 2019 г. повышающего коэффициента, отмечая целесообразность дополнительной проработки и согласования указанного предложения со всеми участниками рынка, в том числе с рассмотрением альтернативных механизмов поддержки внутренних «производителей».

С учетом существующей практики применения тарифов в рамках ценовых пределов Совет потребителей отметил достаточность действующей в настоящее время нормативной правовой базы и наличие возможности перехода к установлению долгосрочных скидок без ее значительной переработки, в том числе через внесение изменений в Приказ ФСТ России от 18.12.2012 №398-т/3 «Об утверждении Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)» в части увеличения срока предоставления скидки до 10 лет.
Совет потребителей также отметил, что согласно Проекту приказа ФАС России, ОАО «РЖД» обязано предоставлять скидки за рост объемов. Однако в соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 г. финансовая модель компании сбалансирована при росте грузооборота к 2025 г., а предоставление скидок на этот рост приведет к дефициту источников финансирования у ОАО «РЖД».

В такой ситуации фиксировать обязательства ОАО «РЖД» по предоставлению скидок можно только при условии, если:
    скидка будет предоставляться только за прирост объемов сверх заложенных в ДПР;
    прогнозный прирост объемов будет разделен между грузоотправителями;
    будет исключена возможность арбитража между направлениями перевозки, когда при сохранении общего объема грузоотправитель получает скидку, наращивая перевозку по одному направлению за счет других;
    будут проработаны механизмы корректировки/отмены скидок при наличии или возникновении «узких мест» на маршруте перевозки;
    будет сформирована методика расчета и обоснования наличия экономических и технологических эффектов для ОАО «РЖД».
Без решения этих вопросов предоставление скидки должно быть правом (как это предусмотрено действующей нормативно-правовой базой), а не обязанностью ОАО «РЖД». Такой подход обеспечит ОАО «РЖД» возможность гибко учитывать как экономику конкретного грузоотправителя, так и собственную экономику перевозки.
При доработке Проекта приказа ФАС России Совет потребителей отмечает необходимость:
    конкретизации понятия «дополнительные объемы» и определение порядка их расчета (например, по всем объемам грузоотправителя или только по одному направлению);
    унификации методологии расчета дополнительной прибыли для различных классов грузов (сейчас для грузов 2 и 3 класса ФАС России предлагает использовать прирост валовой прибыли, а для грузов 1 класса – маржинальной прибыли);
    предусмотреть возможность гибкого распределения дополнительной прибыли между ОАО «РЖД» и грузоотправителем в зависимости от конкретной экономической ситуации;
    закрепить ответственность грузоотправителей за невыполнение заявленного прироста объемов, являвшегося основанием для предоставления скидки.

Совет потребителей отметил целесообразность получения подтверждения от ОАО «РЖД» о технической возможности применять предлагаемые ФАС России Правила, в том числе о том, что существующая система учета позволяет корректно рассчитать прибыль для конкретных маршрутов, направлений перевозки, видов грузов.
Совет потребителей посчитал, что принятие Проекта приказа ФАС России в текущей редакции приведет к ухудшению финансового положения ОАО «РЖД» и разбалансирует согласованную участниками рынка систему долгосрочного тарифного регулирования.
Совет потребителей считает целесообразным рекомендовать внести изменения в действующую нормативную правовую базу в части увеличения срока предоставления скидок до 10 лет, а также рассмотреть возможность доработки Распоряжения ОАО «РЖД» от 15.11.2016 г. №2314р «О порядке подготовки принятия решений ОАО «РЖД» об установлении (изменении) уровня тарифов, сборов и платы за грузовые перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в рамках ценовых пределов, установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий» с учетом высказанных Советом потребителей замечаний и предложений.
24793

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма