Совет потребителей рассмотрел проект Постановления Правительства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг

Совет потребителей рассмотрел проект Постановления Правительства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг

26 сентября 2018

Совет потребителей рассмотрел проект Постановления Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг».

Совет потребителей, отмечая высокую степень доработки проекта Постановления в соответствии с результатами состоявшихся ранее обсуждений, считает необходимым обратить внимание, что в представленной редакции Правил и Методических рекомендаций, утверждение которых предусмотрено проектом Постановления, не в полной мере нашли отражение комментарии и предложения ранее представленные Советом потребителей. По итогам рассмотрения доработанной редакции Правил и Методических рекомендаций Совет потребителей отмечает следующее.
1.    Для снижения рисков навязывания пользователям услуг грузовых перевозок (включая перевозки порожних вагонов) повышенного локального тарифа на перевозки взамен среднесетевого тарифа и/или отказа ОАО «РЖД» от развития участков инфраструктуры за счет собственных средств при сохранении среднесетевого тарифа на магистральных участках инфраструктуры, представляется целесообразным:
а) предусмотреть в Правилах механизм формирования ОАО «РЖД» на ежегодной основе с участием заинтересованных организаций и Совета потребителей актуального перечня участков развития инфраструктуры, не включенных в долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 года, на которых планируется реализация инвестиционных проектов с применением тарифов, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, в соответствии с нормами и требованиями проекта Постановления. Такой механизм может быть предусмотрен через внесение изменений в абз.2 п.2: … «тарифы, применяемые в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг» - тарифы, отличающиеся от утвержденных в рамках действующей государственной системы регулирования тарифов, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования, в целях реализации  перечня инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и (или) модернизации (не включенных в инвестиционную программу хозяйствующего субъекта) в соответствии с приложением № __ к настоящему постановлению, а также содержанию и эксплуатации отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в интересах конкретных пользователей услугами железнодорожного транспорта, эксплуатируемых в отдельных сегментах рынка.»;
б) для формирования долгосрочного устойчивого спроса, обеспечивающего загрузку участков инфраструктуры, на которых устанавливаются локальные тарифы, необходимо рассматривать возможность реализации таких проектов преимущественно с применением пониженных тарифов для грузовых перевозок. Для пассажирских перевозок допускается применение как повышенных, так и пониженных локальных тарифов.
При этом локальные тарифы могут устанавливаться только для: (1) перевозки грузов по тупиковым участкам инфраструктуры общего пользования, примыкающим к путям необщего пользования; (2) услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при перевозке пассажиров. Внести соответствующие изменения в п.4 и другие Правил и Методических рекомендаций.
2. С учетом существующей заинтересованности региональных властей в инвестициях в пассажирскую инфраструктуру, например, МТУ, формирование локальных тарифов в сфере пассажирских перевозок целесообразно осуществлять с учетом правил и механизмов, адаптированных к их специфике.
3. Сохранилась необходимость уточнений некоторых используемых терминов в проекте Постановления для их однозначного толкования, в частности определения понятия «отдельные сегменты рынка железнодорожных транспортных услуг». В представленном Проекте определение «отдельных сегментов» не конкретизировано и допускает множественность трактовок. Целесообразно исключить риск отнесения магистральных участков сети под это определение.
4. Сохранилась необходимость детализации порядка применения индексов и фиксированных ставок к среднесетевым тарифам, в том числе в части возможности дифференциации по классам и родам грузов, видам отправок, дальности перевозки.
5. В Методических рекомендациях источники возврата на вложенный капитал описаны не достаточно детально для однозначного определения стоимости капитала и, соответственно, годовых ставок возврата. Кроме того, в формулах расчета индивидуальных тарифов (индексов к среднесетевым тарифам), приведенных в пп. 7, 8 и 9 Методических рекомендаций не учитывается значение «Дкап» (среднегодовой доход на капитал, обеспечивающий возмещение стоимости привлеченного капитала для инвестора и определяемый исходя из периода окупаемости инфраструктурного проекта) в случаях, когда услуги по перевозкам оказываются пользователям, являющимся инвесторами и/или соинвесторами данного инфраструктурного проекта. Совет потребителей считает, что значение «Дкап» в этих случаях должно вычитаться из числителя соответствующих формул, обеспечивая инвесторам и/или соинвесторам предусмотренные п. 2.2 Методики (а также п. 4 Правил) пониженные тарифы, и, соответственно, обеспечение возврата инвестиций указанных пользователей.
7. В пункте 5 Методических рекомендаций сохранился не конкретизированным порядок определения среднесетевых затрат на содержание и эксплуатацию объекта, который должен сравниваться со стоимостными параметрами вновь вводимого объекта (предлагалось при определении среднесетевых затрат учитывать специфику конкретного региона, в котором осуществляется строительство нового объекта, а не просто брать среднесетевые затраты).
Принимая во внимание изложенное, Совет потребителей поддерживает проект Постановления с учетом его доработки по представленным замечаниям и предложениям.
21041

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма