Совет потребителей рассмотрел проект ФЗ о внесении изменений в ст. 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации

Совет потребителей рассмотрел проект ФЗ о внесении изменений в ст. 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации

27 Июня 2018

Совет потребителей рассмотрел опубликованный с целью публичного обсуждения на интернет-портале http://regulation.gov.ru (ID № 0/|04/04-18/0080380), подготовленный Минтрансом России проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части установления штрафов за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику.
В рамках подготовленного проекта Федерального закона предусматривается внесение изменений в статьи 99, 100 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», направленных на установление ответственности для грузоотправителей и грузополучателей перед перевозчиком за нахождение на путях необщего пользования подвижного состава сверх установленного времени. В действующей редакции ст. 99 Устава подобная ответственность распространяется только за задержку вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, в новой редакции документа предлагается распространить данную меру ответственности и на подвижной состав, не принадлежащий перевозчику.
Согласно данным сводного отчета, законопроект подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 07.11.2017 г. № АД-П9-7436 в целях создания условий для своевременного обеспечения перевозок железнодорожным подвижным составом, локальная сезонная нехватка которого наблюдалась в течении III-IV кв. 2017 г.
Указанным Поручением предусматривалось рассмотреть введение ответственности грузоотправителей и грузополучателей перед оператором/владельцем подвижного состава за сверхнормативную задержку подвижного состава под погрузкой или выгрузкой. При разработке предложений предлагалось «проведение оценки достаточности нормативного регулирования и доступности для операторов/владельцев вагонов процедуры доказывания фактических нарушений», а не установление для них ответственности перед перевозчиком за задержку не принадлежащих ему вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Позиция Совета потребителей касательно Поручения была определена на заседании, состоявшемся 27 ноября 2017 года. Совет потребителей рассмотрел вопрос установления в федеральном законодательстве ответственности грузоотправителей и грузополучателей перед операторами/владельцами подвижного состава за сверхнормативную задержку подвижного состава под погрузкой или выгрузкой и принял следующие решения:
1) Не поддерживать предложения по установлению в федеральном законодательстве ответственности грузоотправителей и грузополучателей перед операторами/владельцами подвижного состава за сверхнормативную задержку подвижного состава под погрузкой или выгрузкой.
2)     Отметить, что отношения между грузоотправителями/грузовладельцами и операторами вагонов носят договорный характер, включая установление нормативов по операциям и положений об ответственности сторон.
3)     Указать, что потребители заинтересованы в увеличении скорости перевозок, повышении точности сроков и ритмичности доставки, в том числе в изменении принципов соблюдения сроков доставки как доставки в любой момент внутри срока.
4)     Отметить, что открытость информации о погрузке/выгрузке вагонов может оказать положительное влияние на эффективность использования вагонов (сейчас информация о фактических сроках погрузки/выгрузки вагонов в информационных системах ОАО «РЖД» недоступна операторам, так как операторы не являются стороной договоров перевозки и держателем копии железнодорожной транспортной накладной); внести предложение об организации доступа владельцев/операторов вагонов к информации ОАО «РЖД» по данному вопросу.
Таким образом, Совет потребителей не поддержал введение ответственности грузоотправителей и грузополучателей перед оператором/владельцем подвижного состава за сверхнормативную задержку подвижного состава под погрузкой или выгрузкой.
По сравнению с ранее рассмотренным вопросом введения ответственности грузоотправителей проектом Федерального закона (ID № 0/|04/04-18/0080380) предусмотрена ответственность грузоотправителей и грузополучателей не перед оператором, а перед перевозчиком за нахождение на путях необщего пользования подвижного состава сверх установленного времени.
По результатам рассмотрения законопроекта Совет потребителей считает необходимым отметить следующее:
1) На настоящий момент значительная часть грузового подвижного состава на сети ОАО «РЖД», в том числе практически весь парк полувагонов, принадлежит частным собственникам (грузоотправителям, операторским компаниям), при этом:
- нахождение вагонов на путях необщего пользования, в том числе уровень и порядок начисления штрафных санкций, регулируется в рамках договорных отношений грузовладельца с собственником вагонов, и может предусматривать, в том числе, технологические особенности использования вагонного парка на путях грузоотправителя и грузополучателя;
- регулирование сроков нахождения парка на путях необщего пользования и соответствующего уровня платы за превышения таких сроков в рамках действующих договоров, является целесообразным и эффективным для получения собственниками вагонов требуемого уровня доходности, необходимой, в том числе для обеспечения выплат лизинговых платежей кредитным организациям;
- нахождение вагонов частных компаний на путях необщего пользования не несет за собой какой-либо дополнительной финансовой нагрузки для ОАО «РЖД».
По мнению Совета потребителей, право взимания перевозчиком штрафов за не принадлежащий ему подвижной состав, находящийся на не принадлежащих ему железнодорожных путях, представляется необоснованным.
Штрафы, предусмотренные Уставом, являются по своей природе законной неустойкой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В отношениях грузовладельцев и собственников подвижного состава перевозчик не должен являться кредитором в вопросе использования вагонов. Введение штрафа в пользу перевозчика за сверхнормативное использование вагона, принадлежащего оператору подвижного состава, может привести к установлению двойной ответственности за одно и то же нарушение.
2) Требуется дополнительный правовой анализ соответствия рассматриваемого законопроекта уже имеющимися и отработанным в судебной и правоприменительной практике положениям статей 39, 62 Устава, а также условиям заключаемых договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
Необходимы дополнительные пояснения о том, будут ли предложенные законопроектом штрафы взыскиваться сверх санкций, установленных статьями 39, 62 Устава и договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо же вместо них, и не приведет ли принятие законопроекта к установлению двойной ответственности за одно нарушение.
В настоящее время вопросы, касающиеся взимания платы за простой вагонов на станциях, регулируются ст. 39 Устава. В указанной статье содержится детальная правовая регламентация отношений, связанных с задержкой вагонов на путях общего пользования, а также случаи, когда участники перевозочного процесса вносят плату в связи с простоем вагонов. В частности, в ст. 39 Устава указано следующее:
- За время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами;
- Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В части простоя вагонов на путях необщего пользования, ст. 62 Устава говорит следующее:
- Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке;
- Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
При этом под «платой за пользование вагонами» фактически имеется в виду плата за использование инфраструктуры. Соответствующее разъяснение содержится в Письме ФСТ России от 30.03.2011 г. № СН-2489/10 «Об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры при нахождении на ней подвижного состава».
Кроме того, при заключении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ОАО «Российские железные дороги» всегда включается в указанный договор условие об ответственности владельца железнодорожного пути необщего пользования за задержку вагонов сверх технологического срока оборота вагонов.
3) Нормативы  нахождения подвижного состава под погрузкой и выгрузкой на путях необщего пользования установлены в договорах на подачу-уборку вагонов, заключаемых между грузоотправителями/грузовладельцами и операторами вагонов в соответствии со ст.58 Устава с учетом инструкций о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, технически - распорядительных актов (ТРА) станций примыкания, ЕТП (единого технологического процесса,  разработанного владельцем инфраструктуры и владельцем пути необщего пользования, при наличии), регламентирующих проведение работ и  обеспечение безопасности движения в местных условиях. В этой связи, установление единых нормативов нахождения подвижного состава под погрузкой и выгрузкой на путях необщего пользования без учета местных условий на уровне нормативно-правовых актов представляется нецелесообразным.
4) Дополнительной проработки также требует вопрос установления причин и обстоятельств вины в задержке вагонов на путях общего и необщего пользования.
По оценкам грузоотправителей, грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования до 80% случаев сверхнормативного простоя вагонов происходит по вине перевозчика или оператора подвижного состава (несвоевременное оформление документов на перевозку, несвоевременная подача локомотива и т. д.).
Вместе с тем у грузоотправителей, грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования возможность доказать свою невиновность ограничена, поскольку документальное оформление перевозочного процесса производится ОАО «Российские железные дороги» без какого-либо контроля со стороны указанных лиц
В связи с изложенным Совет потребителей считает целесообразным разработать механизм доступа грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования и операторов подвижного состава к процедуре документального оформления перевозочного процесса, включая:
- предоставление заинтересованным лицам допуска в режиме онлайн к процедуре оформления перевозочных документов с возможностью немедленно отслеживать дату и время оформления перевозчиком каких-либо документов и их содержание;
- предоставление заинтересованным лицам возможности подавать возражения и замечания к перевозочной документации в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи, причем указанные замечания и возражения должны обязательно фиксироваться и храниться в системе электронного документооборота;
- в случае предъявления претензий со стороны ОАО «Российские железные дороги» или возникновения каких-либо иных споров в связи с задержкой вагонов предоставление заинтересованному лицу свободного доступа ко всей документации, касающейся соответствующей перевозки;
- если грузоотправитель, грузополучатель или грузовладелец понес ответственность за задержку вагонов перед оператором подвижного состава, то целесообразно предусмотреть право потерпевшего предъявить в порядке регресса указанные штрафные санкции в адрес ОАО «Российские железные дороги», если задержка вагонов, особенно на путях общего пользования, произошла по вине перевозчика.
5) В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой операторы подвижного состава в договорах на предоставление вагонов грузоотправителю или грузовладельцу устанавливают ответственность за сверхнормативный простой вагонов. Законопроект предлагает дополнить статью 99 Устава абзацем, предусматривающим обязанность грузоотправителей, грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования уплачивать перевозчику штраф за задержку вагонов, переданных перевозчиком под погрузку, выгрузку грузов. Таким образом, перевозчику предоставляется право требовать уплаты штрафа не только за необоснованно долгое пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, но и пользование вагонами иных лиц - операторов железнодорожного подвижного состава.
Предоставление перевозчику подобного права может привести к нарушению конституционного принципа, связанного с недопустимостью неоднократного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение (часть 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации).
При этом, часть вторая статьи 99 Устава в том понимании, которое следует из пункта 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 г., предоставляет право взимать штраф за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой любому оператору подвижного состава, владеющему вагоном.
С учетом вышесказанного, Совет потребителей считает, что предлагаемые изменения во взаимосвязи с действующей редакцией статьи 99 Устава в случае задержки вагона, не принадлежащего перевозчику, могут привести к возникновению ответственности грузоотправителей, грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования не только перед перевозчиком (в силу проектируемого абзаца статьи 99 Устава), но и одновременно перед оператором подвижного состава (в силу части второй статьи 99 Устава). Такая ситуация приведет к необоснованному росту тарифной нагрузки на грузовладельцев.
6) Дополнительной проработки также требует механизм применения проектируемого изменения в случае, когда грузовладелец является собственником вагонов, а также вопрос о разграничении ответственности за задержку вагонов между грузоотправителем, грузополучателем и владельцем путей необщего пользования.
Выводы:
Совет потребителей в целом поддерживает необходимость создания стимулов к ускорению оборота вагонов, но введение штрафа в пользу перевозчика за сверхнормативное использование вагона, принадлежащего оператору подвижного состава, может привести к установлению двойной ответственности за одно и то же нарушение.
С учетом изложенного, Совет потребителей отмечает необходимость доработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части установления штрафов за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, (ID № 0/|04/04-18/0080380) в части формирования механизмов, направленных на решение вопроса об оптимизации сроков нахождения вагонов под погрузкой и выгрузкой и, в целом, повышения оборота вагонов и доступности вагонов для грузоотправителей.
Кроме того, необходимо провести анализ законопроекта на предмет соответствия принципам и нормами действующего законодательства, чтобы избежать правовых коллизий и трудностей в его практическом применении.
Учитывая высокую важность вопроса оптимизации движения вагонного парка Совет потребителей полагает, что первым шагом должна стать информационная открытость ОАО «РЖД» и формирование инструментов учета операций с вагонами на путях необщего пользования, включая предоставление оператору права на получение копии железнодорожной транспортной накладной. С учетом изложенного Совет потребителей предлагает внести изменения в абзац 1 ст. 25 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», изложив его в следующей редакции:
«Статья 25. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Копия железнодорожной транспортной накладной и квитанции о приеме груза направляются перевозчиком оператору (владельцу) вагона, в котором осуществляется перевозка груза.»
5064

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма