Совет потребителей рассмотрел проект федерального закона о прямых смешанных перевозках и законодательные инициативы ОАО «РЖД»

Совет потребителей рассмотрел проект федерального закона о прямых смешанных перевозках и законодательные инициативы ОАО «РЖД»

06 декабря 2019

Совет потребителей на заседании 06 декабря 2019 года рассмотрел проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» в рамках поручения Аппарата Правительства Российской Федерации о проработке замечаний и предложений к законопроекту, а также законодательные инициативы ОАО «РЖД» по совершенствованию нормативных актов, упрощающие процедуры проектирования и строительства.

В части предмета регулирования законопроекта о смешанных перевозках Совет потребителей считает, что представленный Законопроект является рамочным (устанавливает общие нормы регулирования перевозок грузов и пассажиров несколькими видами транспорта) без раскрытия механизмов реализации смешанных перевозок (например, вопросов совместного использования инфраструктуры, порядка передачи грузов, принципов осуществления взаиморасчетов между участниками и т.д.). Подзаконные акты, где могли быть определены указанные вопросы, не представлены.

Согласно проведенному Советом потребителей анализу общие нормы регулирования, устанавливаемые Законопроектом, дублируют соответствующие положения действующей нормативно-правовой базы: статьи 784 и 788 Гражданского кодекса Российской Федерации, главу V Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – глава V Устава) и главу XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – глава XIV Кодекса).
При этом положения главы V Устава и главы XIV Кодекса, регламентирующие специфические аспекты прямых смешанных перевозок, например, правила передачи грузов с одного вида транспорта на другой, порядок перевалки грузов, порядок расчетов, связанных с перевозками грузов, не включены в Законопроект.
Учитывая, что Законопроект после вступления в силу предполагает отмену главы V Устава и главы XIV Кодекса, а отдельные подзаконные акты не представлены, в регулировании смешанных перевозок могут возникнуть правовые пробелы.

Совет потребителей также отмечает, что Законопроект требует дополнительного анализа с точки зрения антимонопольного законодательства. Сейчас нормы антимонопольного законодательства нацелены преимущественно на регулирование отдельных видов транспорта и их сегментов. Совет потребителей полагает, что необходимо провести проработку особых условий его применения для организации смешанного сообщения, например, в части установления особых критериев к оценке слияния хозяйствующих субъектов, созданию альянсов, покупке активов и прочее.

В части регулируемых сегментов перевозок Совет потребителей отмечает, что Законопроект регулирует смешанные перевозки как грузов, так и пассажиров. При этом в организации грузовых и пассажирских смешанных перевозок – разные цели, задачи, участники перевозок (например, в грузовых перевозках принимают участие операторы и экспедиторы, которые отсутствуют в сегменте пассажирских перевозок), правовые механизмы, технологические решения, разные документы и методический инструментарий.

В связи с этим Совет потребителей считает целесообразным дополнительно проработать следующие вопросы:
В части пассажирских перевозок
1. В законопроекте целесообразно раскрыть вопросы взаимодействия на мультимодальном уровне, в частности:
- описать возможность и порядок совместного использования инфраструктуры, а именно определить: (а) порядок использования общей инфраструктуры перевозчиками различных видов транспорта (порядок и приоритетность взаимного доступа, порядок установления тарифов и т.д.); (б) требования к инфраструктуре, учитывая, что сейчас существуют различные требования к аэропортам, железнодорожным и автовокзалам (например, в части транспортной безопасности); (в) понятие «пункт пересадки» (можно ли считать пунктом пересадки территориально разобщенные объекты);
- определить порядок перевозок по единым проездным документам (как будут учтены различные требования к проездным документам, существующие сейчас для разных видов транспорта, как и где должны быть организованы хранение и обработка персональных данных пассажиров, планируется ли применять единое IT-решение или каждый перевозчик может разрабатывать и использовать собственное);
- сформировать единые стандарты предоставления услуг в части: (а) порядка резервирования мест и информирования пассажиров; (б) порядка утверждения и согласования единых расписаний; (в) согласования требований правил перевозок пассажиров, установленных на различных видах транспорта (например, гармонизация мер защиты прав пассажиров при опозданиях/задержках рейсов, перечня льготных категорий граждан, нормативов провоза багажа и т.д.); (г) порядка расчетов между участниками; (д) создания и ведения единого реестра транспортной сети.

2. Совет потребителей также считает целесообразным синхронизировать Законопроект с нормативной базой о международных пассажирских перевозках. В частности, необходимо определить порядок смешанной перевозки пассажиров, если начальный/конечный пункт находится за пределами Российской Федерации, а трансграничный сегмент перевозки осуществляется на основании международных соглашений.

В части грузовых перевозок
1. По мнению Совета потребителей, Законопроект направлен в основном на внутренние перевозки и не затрагивает вопросы крупных экспортных мультимодальных перевозок. Например, можно отметить расхождение Законопроекта с Конвенцией о международных смешанных перевозках грузов – в Законопроекте перевозку в основном осуществляют перевозчики, а в указанной Конвенции эта функция возлагается на оператора, который объединяет функции перевозчика и экспедитора (Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, однако на практике применяется при перевозках в/из стран-участниц Конвенции).

2. Законопроект (статья 2) не предусматривает возможность участия в осуществлении смешанных (комбинированных) перевозок трубопроводного транспорта (только автомобильного, «внеуличного», воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта).

Совет потребителей предлагает доработать проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» с учетом вышеперечисленных комментариев.

Также на заседании Совет потребителей поддержал законодательные инициативы ОАО «РЖД» по совершенствованию нормативных актов, упрощающие процедуры проектирования и строительства, необходимые для своевременной реализации комплексных проектов, предусмотренных проектами финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

4332

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма