Совет потребителей рассмотрел проект федерального закона о внесении изменений в статью 10 Устава железнодорожного транспорта

Совет потребителей рассмотрел проект федерального закона о внесении изменений в статью 10 Устава железнодорожного транспорта

22 Октября 2021

На заседании 22 октября 2021 года Совет потребителей рассмотрел доработанный Минтрансом России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Представленная версия законопроекта содержит ряд пунктов, по которым Советом потребителей ранее уже была сформирована позиция (в части симметричности ответственности перевозчика и грузоотправителя, а также доступа грузоотправителей к информации о перевозках.
При этом ранняя версия законопроекта, подготовленная Минтрансом России по итогам совещания 27.09.2021 г., может быть поддержана Советом потребителей.
Комментарии Совета потребителей к представленной версии законопроекта:

1. Установление несимметричной ответственности сторон.

Законопроект предполагает установление несимметричной ответственности (обязанности) перевозчика и грузоотправителя в случаях неприема или непредъявления грузов к перевозке:

Перевозчик
В случае неприема грузов к перевозке несет ответственность в виде штрафа в размере суммы провозных платежей. Оплата штрафа осуществляется с расчетного счета перевозчика безакцептно в добровольном порядке.
Грузоотправитель
Обязан производить уплату провозных платежей независимо от предъявления грузов к перевозке.

Несимметричная возможность снижения/не снижения размера платежа или штрафа
В соответствии с действующим законодательством (ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации) штраф перевозчика может быть снижен по решению суда, если он не соответствует размеру ущерба.
Невозвратный платеж грузоотправителя не является штрафом, и в законодательстве не предусмотрено оснований для его снижения.

Несимметричный порядок оплаты (взыскания)
Порядок взыскания с перевозчика – ОАО «РЖД» (безакцептно в добровольном порядке) предполагает, что грузоотправитель должен обратиться в банк и доказать обоснованность списания средств ОАО «РЖД».
Денежные средства грузоотправителя зачисляются и находятся на счетах ОАО «РЖД» в качестве предоплаты и могут быть списаны перевозчиком в безакцептном порядке.
С учетом необходимости установления принципа полной симметричности ответственности в договорах (протокол совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Белоусова А.Р. от 18 мая 2021 г. № АБ-П50-91пр), Совет потребителей предлагает предусмотреть в законопроекте симметричную ответственность как грузоотправителя, так и перевозчика (например, в конструкции «штраф против штрафа»), которая предполагает одинаковый порядок оплаты и единый подход в части возможности снижения (либо не снижения) ее размера.

2. Отсутствие доступа к информации.

При возникновении споров законопроект предполагает применение общего судебного порядка урегулирования, предусмотренного в Гражданском кодексе Российской Федерации, с возможностью передачи спора на рассмотрение третейского суда.
При этом у третейского суда, также как и грузоотправителей, отсутствует право запрашивать информацию у ОАО «РЖД», необходимую для рассмотрения споров, а у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность ее предоставлять.
Совет потребителей считает важным проработать и закрепить в подзаконных актах условия и порядок доступа грузоотправителей к информации о перевозках для обеспечения симметричного доступа участников к доказательной базе, которая может использоваться при рассмотрении вопросов наступления ответственности сторон, в том числе в третейском суде.

3. Уточнение случаев непредъявления/неприема грузов.

Совет потребителей предлагает конкретизировать в законопроекте, что является случаями непредъявления и неприема грузов:
- непредъявление грузов к перевозке – случаи, когда грузоотправителем либо не подана заявка на перевозку грузов, либо не предъявлен груз по согласованной перевозчиком заявке;
- неприем грузов к перевозке – случаи, когда перевозчиком либо не согласована заявка, либо не принят груз по согласованной заявке.
Совет потребителей не согласовывает законопроект в представленной редакции и предлагает доработать его с учетом вышеуказанных комментариев.
213

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма