Совет потребителей рассмотрел предложения ОАО «РЖД» по реализации тарифных мер, направленных на повышение эффективности использования грузового подвижного состава

Совет потребителей рассмотрел предложения ОАО «РЖД» по реализации тарифных мер, направленных на повышение эффективности использования грузового подвижного состава

01 июля 2019

01 июля 2019 г. на заседании Совета потребителей были рассмотрены предложения ОАО «РЖД» по реализации тарифных мер, направленных на повышение эффективности использования грузового подвижного состава, разработанные в соответствии с п. 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12.04.2019 г. № ДМ-П6-21пр.

ОАО «РЖД» предлагает изменить расчет тарифа на порожний пробег для полувагонов – изменить коэффициент к базовому тарифу с 0,6 до 0,53, применяемый на всех расстояниях перевозки, и увеличить с 0,42 до 0,63 дополнительный коэффициент за расстояние, превышающее 1200 км. Это приведет к снижению тарифов на порожний пробег полувагонов на расстояния до 2400 км в среднем на 12% и повышению на 15% на расстояния свыше 2400 км.
По мнению ОАО «РЖД» данная инициатива будет стимулировать операторов грузовых вагонов искать попутный груз на длинных плечах порожнего возврата, что в целом повысит эффективность работы парка на сети ОАО «РЖД» и приведет к снижению стоимости предоставления подвижного состава.
В качестве дополнительной меры ОАО «РЖД» предлагает установить коэффициент 0,95 к тарифам на порожний пробег универсальных полувагонов (5% скидка), следующих под погрузку по заявкам, оформленным через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» ОАО «РЖД» (ЭТП ГП). Источником финансирования скидки могут выступать дополнительные доходы от изменения тарифов на порожний пробег.
ОАО «РЖД» отмечает, что обе меры нужно рассматривать в комплексе, поскольку данная скидка позволяет ограничить рост тарифной нагрузки при перевозках на расстояния больше 2400 км.

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, во исполнение которого сформировано предложение ОАО «РЖД», было дано в контексте обсуждения вопроса по обеспечению грузовым подвижным составом строительных грузов (в частности щебня), используемых для реализации национальных проектов.
По оценкам представителей строительной отрасли за последние 5 лет произошел существенный рост транспортных затрат, и предложения ОАО «РЖД» могут снизить стоимость перевозки строительных грузов на коротких расстояниях.
При этом Совет потребителей отмечает, что на текущий момент недостатка предложений на предоставление вагонов для вывоза строительных грузов не наблюдается, а со II квартала 2019 г. наблюдается снижение стоимости предоставления вагонов. Перевозка строительных грузов снижается по причинам, не зависящим от перевозчика и операторов вагонов.

По мнению Совета потребителей предложения ОАО «РЖД» по изменению тарификации порожнего пробега полувагонов в зависимости от расстояния несут следующие риски для экономики грузоотправителей-экспортеров:

- прежде всего, предложенное изменение тарифов не предусмотрено параметрами долгосрочной индексации и долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
По мнению Совета потребителей предлагаемое изменение тарификации порожнего пробега может негативно отразиться на экономике грузоотправителей с длинными транспортными плечами, в первую очередь – это экспортные перевозки угля, руды и металлов (средняя дальность экспортных перевозок >2900 км).
При этом максимальный рост тарифа на дальние расстояния (6 тыс. км) составит до 21%, а снижение на короткие расстояния – до 13%. Средневзвешенное снижение тарифа (с учетом структуры перевозок) на расстояния до 2400 км составит 10%, средневзвешенный по объемам перевозок рост на расстояния свыше 2400 км – 8%.
По предварительным оценкам изменение тарификации порожнего пробега полувагонов может принести ОАО «РЖД» потенциально 4,5-5,5 млрд. руб. дополнительных доходов в год, что означает сопоставимое увеличение расходов для остальных участников рынка;

- объем грузовой базы на Дальнем Востоке для транспортировки в западном направлении ограничен, что делает невозможной попутную загрузку полувагонов после их возврата из-под угля, металлов, руды и других грузов, экспортируемых через порты Дальнего Востока.
В таких условиях предлагаемое увеличение стоимости порожнего пробега на дальние расстояния приведет к росту стоимости предоставления полувагонов и, как следствие, увеличению тарифной нагрузки на грузоотправителей;

- с учетом ухудшения конъюнктуры на мировом угольном рынке и снижения платежеспособности угольных компаний дополнительная тарифная нагрузка может привести к сокращению объемов добычи угля и, соответственно, погрузки.
Падение цен на уголь в Европе (на ~40% с начала года, ~50% по сравнению с июнем прошлого года) привело к отрицательной доходности экспорта в данный регион и, как следствие, замедлению темпов погрузки на западном и южном направлениях. Это отразилось на общей погрузке угля – в апреле она впервые с начала года снизилась на 1,3%, а в мае зафиксирован 0% рост.

Совет потребителей отметил, что для формирования полноценной позиции по данному предложению необходимо получить комментарии ОАО «РЖД» о целевых показателях, которые планируется достичь в результате его реализации (например, на сколько планируется снизить порожний пробег), и оценку:

- влияния предложения на экономику участников перевозочного процесса (ОАО «РЖД», грузоотправителей, операторов);

- на какие виды грузов, на каком расстоянии перевозки и в каком объеме придется увеличение затрат на порожний пробег, а для каких видов грузов и расстояний тарифная нагрузка снизится;

- возможной попутной загрузки (виды грузов и объемы) при возврате вагонов с основных экспортных направлений;

- изменения оборачиваемости вагона в случае отклонения от основных маршрутов для погрузки строительных и других грузов; на сколько может увеличиться время возврата вагона в исходную точку отправки;

- влияния применения предложенной тарификации порожнего пробега на стоимость предоставления полувагонов и операторских услуг;
- объема возможного снижения погрузки угля (основного вида груза, перевозимого в полувагонах на расстояниях свыше 2400 км) в случае дополнительного роста затрат на порожний пробег на фоне ухудшения конъюнктуры на мировом угольном рынке.

В части применения понижающего коэффициента 0,95 на порожний пробег полувагонов, оформленных через ЭТП ГП, Совет потребителей отметил, что реализация данного предложения несет ряд рисков:

- инициатива предполагает предоставление преференции только для единственного юридического лица (ООО «Цифровая логистика» – оператор ЭТП ГП – является зависимым обществом ОАО «РЖД») и не распространяет их на другие площадки по работе с грузовым подвижным составом, что создает условия для формирования монополии в сегменте, где могут работать конкурентные механизмы;

- часть грузоотправителей могут формально перейти на работу через ЭТП ГП для получения скидки без оптимизации порожнего пробега, что приведет к прямым потерям ОАО «РЖД»;

- отсутствует экономическое обоснование предоставления скидки. В долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года не предусмотрены источники финансирования такой скидки, что может привести к дефициту средств для финансирования инвестиционной программы. Для компенсации возможных потерь компании может потребоваться увеличение тарифной нагрузки на других грузоотправителей, что противоречит долгосрочной тарифной модели;

- возможное снижение стоимости перевозки (через снижение затрат на порожний пробег) может быть ограниченным, поскольку функционал площадки не позволяет заключать долгосрочные договора (от года), на которые приходится основной объем железнодорожных перевозок;

- существующая технология работы ЭТП ГП предполагает адресное управление вагоном, который привязывается к конкретной заявке, размещенной на площадке. При этом технология погрузки вагонов крупными грузоотправителями, работающими по прямым договорам с операторами, предполагает «обезличенность» вагонов относительно заявок на перевозку – их погрузка осуществляется по мере прибытия на станцию, без привязки конкретных вагонов к конкретной заявке. Массовая переориентация заказа вагонов через ЭТП ГП может привести к технологическим сбоям, так как потребует проведения дополнительной маневровой работы на станциях погрузки;

- функционал ЭТП ГП разрабатывался для охвата малых и розничных грузоотправителей. Опыт работы с большим массивом заявок на этой площадке до настоящего момента отсутствует. Передача большого пула заявок в информационную систему в случае введения понижающего коэффициента может привести к технологическим сбоям и создает риски бесперебойности перевозочного процесса.

В связи с комментариями ОАО «РЖД» о том, что доля порожнего пробега вагонов, размещенных на ЭТП ГП ниже, чем вне ЭТП ГП, Совет потребителей попросит ОАО «РЖД» пояснить методологию данного сравнения, в частности параметры, которые использовались при расчете порожнего пробега в первом и во втором случаях: виды отправок и их дальность, виды подвижного состава, виды грузов, период времени, за который производилось сравнение и т.д.

Таким образом, в связи с отмеченными рисками для участников железнодорожного рынка Совет потребителей безусловно не поддерживает предложения ОАО «РЖД».
331

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма