Совет потребителей обсудил внесение изменений в статьи 104 и 105 Устава железнодорожного транспорта

Совет потребителей обсудил внесение изменений в статьи 104 и 105 Устава железнодорожного транспорта

25 июля 2019

25 июля 2019 года на заседании Совета потребителей был рассмотрен проект федерального закона о внесении изменений в статьи 104 и 105 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части уточнения ответственности за повреждение вагонов, контейнеров при их эксплуатации на сети железных дорог, размещенный на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/05-19/00091118).

Предлагаемые изменения.

В статью 104 Устава предлагается внести изменения, распространяющие обязанность по ремонту поврежденных (утраченных) вагонов или возмещению его стоимости не только на грузоотправителей, грузополучателей, но и иных юридических и физических лиц.
В соответствии с пояснениями к законопроекту расширение перечня лиц, за которыми закрепляется обязанность по возмещению ущерба владельцам вагонов и контейнеров, обусловлено практикой повреждения вагонов по вине владельцев железнодорожных путей необщего пользования (при их следовании по железнодорожным путям необщего пользования вследствие неисправности железнодорожных путей, ответственность за содержание которых несет их владелец, а не грузоотправитель или грузополучатель), владельцев автомобильного транспорта, других юридических и физических лиц.
При этом возмещать ущерб, включая убытки, понесенные вследствие повреждения или утраты, должен владелец вагона или контейнера, а не перевозчик, как это предусмотрено действующей редакцией Устава.

В части изменений в статью 105 Устава Законопроектом предлагается ограничить ответственность перевозчика по ремонту или возмещению убытков за повреждение или утрату вагонов только в результате допущенных по его вине транспортными происшествиями и иными событиями, связанными с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно действующей редакции статьи 105 обязанность по ремонту вагонов или возмещению убытков, связанных с их повреждением или утратой, возлагается на перевозчика, что предполагает возможность предъявления перевозчику претензий практически по любым повреждениям или неисправностям вагонов.
Дальнейшее взыскание убытков, понесенных ОАО «РЖД» в результате претензий владельца вагонов за повреждения или утрату вагона по вине третьих лиц, осуществляется в порядке регресса.

Возможные последствия для участников рынка.

Несоответствие действующей системе регулирования.

В соответствии со сложившейся к настоящему времени системой нормативного регулирования железнодорожных перевозок (Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Устав железнодорожного транспорта, Федеральный закон от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»), взаимоотношения всех участников перевозочного процесса связаны только с перевозчиком или с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозочный процесс – это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Во всех указанных операциях, предшествующих перевозке, непосредственно в процессе перевозки, а также в операциях, завершающих перевозку, грузоотправитель (грузополучатель) и оператор железнодорожного подвижного состава не взаимодействуют между собой непосредственно, в любых операциях указанных лиц по осуществлению перевозочного процесса в обязательном порядке присутствует перевозчик.
В настоящее время взаимодействие участников перевозочного процесса состоит в следующем:
- оператор предоставляет грузоотправителю подвижной состав;
- грузоотправитель (лично или через представителя) на основании договора с перевозчиком осуществляет погрузку и подачу подвижного состава для перевозки;
- перевозчик на основании договора перевозки с грузоотправителем (заключенным лично или через представителя) осуществляет перевозку, при этом владеет вагоном перевозчик, сдает груз в вагоне для разгрузки грузополучателю (при этом уборка вагона для разгрузки с путей общего пользования также осуществляется перевозчиком).
Таким образом, перевозчик принимает вагон к перевозке, несет ответственность за его сохранность на протяжении всего процесса перевозки и не должен «перекладывать» свои обязанности на других участников перевозочного процесса. При этом в тариф на перевозку включены расходы на обеспечение безопасности.
Совет потребителей отметил также, что Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта.
Так, повреждение вагонов в контексте перевозочного процесса регулируется в рамках прав и обязанностей сторон по договору перевозки. Отношения с третьими лицами, которые могут быть виновны в повреждении вагонов/контейнеров, являются по своей правовой природе обязательствами из причинения вреда, которые регулируются ГК РФ, и не попадают под действие Устава железнодорожного транспорта.
При этом ограничение применения статей 104, 105 Устава только в случае вины ОАО «РЖД» противоречит действующей в настоящее время презумпции виновности перевозчика согласно статье 796 ГК РФ.
Таким образом, изменение статей 104, 105 требует пересмотра всей системы регулирования взаимоотношений участников перевозочного процесса.

Невозможность возмещения ущерба.

По мнению Совета потребителей предлагаемые в Законопроекте изменения могут усложнить, а в некоторых случаях сделать невозможным, возмещения ущерба или ремонта поврежденных вагонов.
В настоящее время вся документация, необходимая для выяснения фактических обстоятельств по факту повреждения вагона, в частности, акт общей формы или акт о повреждении железнодорожного подвижного состава (при расследовании транспортных происшествий в соответствии с приказом Минтранса России от 18.12.2014 г. № 344) составляются перевозчиком или комиссией Ространснадзора (в которую включается перевозчик), в связи с чем обращение владельца вагона к перевозчику как наиболее осведомленному об обстоятельствах повреждения лицу является логичным.
В случае принятия Законопроекта владельцы вагона будут вынуждены самостоятельно заниматься поиском виновного лица и доказательством его вины. При этом, в отличие от ОАО «РЖД», которое обладает соответствующими инструментами фиксации происшествий и штатом специалистов на всей сети, владельцы вагонов не имеют таких возможностей.

Учитывая обозначенные риски, Совет потребителей предлагает на данном этапе сохранить указанные статьи Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в действующей редакции и провести дополнительный анализ:

- соответствия Законопроекта отраслевому регулированию, в частности нормам, накладывающим на перевозчика обязательства по обеспечению безопасности перевозок и сохранности принимаемого к перевозке подвижного состава;

- возможных экономических эффектов от предлагаемых изменений для всех участников перевозочного процесса, включая потенциальную экономию для ОАО «РЖД» (например, снижение стоимости страхования ответственности перевозчика) и возможные дополнительные расходы для владельцев вагонов (например, на поиск виновных и доказывание их виновности в судебном порядке);

- расходов, включенных в тариф на перевозку, связанных с обеспечением безопасности грузовых перевозок, которые могут быть высвобождены в результате данных изменений.

7072

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма