Совет потребителей обсудил предложения ФАС России в части изменений в постановление №643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок

Совет потребителей обсудил предложения ФАС России в части изменений в постановление №643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок

07 августа 2017

Совет потребителей (далее – Совет) рассмотрел предложения ФАС России (далее – ФАС) по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – Постановление), поступившие из Аппарата Правительства Российской Федерации (письмо № П9-37651 от 17.07.2017г.) от Заместителя директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Шогенова В.М.

С учетом высказанных на заседании Комитета по вопросам тарифного регулирования мнений участников Совета, предложенные ФАС изменения были вынесены на общее голосование, которое состоялось 28-31 августа. В результате Совет потребителей отметил, целесообразность начатой ФАС России работы по совершенствованию системы тарифного регулирования в железнодорожном транспорте и поддержал большинство предложенных изменений. Основными направлениями, развития механизмов тарифного регулирования, поддержанными Советом потребителей стали:

1. Введение инструментов повышения прозрачности расходов РЖД, а именно переход на систему внутреннего заказа технологических ресурсов и совершенствование закупочных процедур с переходом на заключение контрактов жизненного цикла.
2. Формирование механизмов, стимулирования РЖД на проведение, оптимизационных программ, даже в случае их капиталоемкости (в частности, сохранение на период окупаемости экономического эффекта, полученного от мероприятий по сокращению затрат).
3. Совершенствование инструментов регулирования пригородных пассажирских перевозок, включая:
- Перевод вопросов определения затрат РЖД, выставляемых ППК на уровень ФАС России;
- Необходимость разработки (ФАС России) единого перечня документов, предоставляемых ППК в РЭКи при защите тарифов;
- Возможность субъектов заказывать подвижной состав с повышенными качественными характеристиками.

Вместе с тем, ряд изменений, предложенных ФАС, по мнению Совета, требуют дополнительной проработки. В частности:
(1) Выравнивание тарифов Железных дорог Якутии (ЖДЯ) и тарифов РЖД, а также установление сквозных железнодорожно-паромных тарифов, (2) возможность регулирования тарифов операторов подвижного состава, входящих в одну группу лиц с субъектом регулирования, доминирующем на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом, (3) выделение в отдельную регулируемую услугу - услуги по организации движения грузовых поездов по расписанию и распределению ниток графика.  

Вопрос выравнивания тарифов Железных дорог Якутии (ЖДЯ) и тарифов РЖД, по мнению Совета потребителей, нуждается в дополнительном нормативном анализе и требует проведения расчета последствий и экономического обоснования данных предложений. Вопрос установления сквозных железнодорожно-паромных тарифов, по мнению Совета требует анализа на предмет соответствия предмету регулирования Постановления № 643, действующим законам и нормативным актам, в том числе в сфере тарифного регулирования, так как услуги паромных переправ и фрахт ранее не относились к регулируемому сегменту.

По предлагаемой ФАС возможности регулирования тарифов операторов подвижного состава, входящих в одну группу лиц с субъектом регулирования, Совет считает, что рынок услуг по предоставлению вагонов является высоко конкурентным, и существующие полномочия ФАС России позволяют осуществлять контроль за установлением цен операторскими компаниями в рамках законодательства о защите конкуренции.

Вопрос выделения в отдельную регулируемую услугу - услуги по организации движения грузовых поездов по расписанию и распределению ниток графика, по мнению Совета, требует увязки с положениями Прейскуранта 10-01.  
По вопросу возможности установления дополнительной целевой надбавки на финансирование мероприятий по поддержанию технического состояния и обновления локомотивного парка мнения членов Совета потребителей разделились.
На рассмотрение Совета потребителей было вынесено предложение ФАС России включить в проект изменений в Постановление №643 пункт, расширяющий методологическую возможность введения дополнительной целевой надбавки на финансирование мероприятий по поддержанию технического состояния и обновлению локомотивного парка, в дополнение к существующей возможности введения надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В ходе обсуждения на Комитете по тарифному регулированию Совета Потребителей были получены пояснения ФАС России о том, что предлагаемые изменения в Постановление не означают введение такой дополнительной надбавки. Решение о необходимости и размере дополнительного финансирования потребует отдельного обоснования и, в случае его принятия, надбавка будет вводиться отдельным решением Правительства РФ с обязательным предварительным вынесением на Совет Потребителей.    

По итогам голосования большая часть проголосовавших (12 из 21 голосов) поддержали возможность расширения периметра целевой надбавки, уже предусмотренной действующей редакцией Постановления. При этом 9 членов Совета поддержали редакцию, предложенную ФАС, еще 3 голоса были отданы за вариант, при котором дополнительно устанавливается предельный размер (1%) и срок действия надбавки (1 год).

Против предложенных изменений высказалось 6 членов Совета. Еще 3 участника приняли решение воздержаться по этому вопросу.
78355

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма