Совет потребителей обсудил предложения ОАО "РЖД" по совершенствованию механизмов приема и исполнения заявок

Совет потребителей обсудил предложения ОАО "РЖД" по совершенствованию механизмов приема и исполнения заявок

04 октября 2018

Совет потребителей обсудил предложения ОАО "РЖД" по совершенствованию механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры.

В рамках исполнения поручения протокола совещания у заместителей Председателя Правительства Российской Федерации М. А. Акимова и Д. Н. Козака от 13.08.2018 г. № МА-П9-53пр о представлении согласованных предложений совершенствования механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД» направило в Минтранс России и Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО предложения, включающие:
- закрепление в законодательстве понятия «ограниченная пропускная способность инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования»;
- введение особых правил приема и исполнения заявок на перевозку в условиях ограниченной пропускной способности (например, равнопропорционального сокращение заявленных объемов);
- наделение уполномоченного органа в области ж/д транспорта правом определять приоритет при приеме и исполнении заявок;
- изменение порядка планирования грузовых перевозок: сокращение срока действия заявок на перевозку грузов с 45 до 30 дней; разделения заявляемых грузоотправителями объемов на: (1) основной объем перевозок (согласуется ОАО «РЖД» исходя из пропускной способности инфраструктуры) и (2) дополнительный объем (не вошедший в основной объем по причине превышения пропускной способности или подачи заявки после формирования основного объема); введение возможности резервирования инфраструктуры грузоотправителем через внесения невозвратной предоплаты после согласования заявки.
Совет потребителей не поддерживает предложенные ОАО «РЖД» варианты решения, отмечая риски, требующие дополнительного анализа и проработки. Учитывая актуальность проблемы «узких мест», которая в условиях планируемого роста грузооборота приобретает особую важность, Совет потребителей предлагает следующий порядок проработки этого вопроса.
1.    Диагностика и разработка программы устранения «узких мест».
По мнению Совета потребителей до формирования конкретных предложений по совершенствованию механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной представляется логичным сначала:
(1) определить понятие ограниченной пропускной способности («узкое место»);
(2) определить, где в настоящее время и в перспективе расположены «узкие места» (полигоны, конкретные участки);
(3) выявить причины их возникновения, которые могут быть связаны, как с дефицитом инфраструктуры из-за долгосрочного или сезонного роста объемов, так и с недостаточно эффективным ее использованием (состояние пути, организация движения, эффективность использования локомотивного парка, планирование ремонтных работ);
(4) оценить возможные технологические пути повышения эффективности перевозок (в т.ч. через повышение веса поезда, исключение избыточных операций, повышение маршрутизации, оптимизацию порожнего пробега с применением ЭТП и т.д.).
Для формирования полной картины Совет потребителей считает также целесообразным провести анализ:
- выполнения заявок грузоотправителей, включая (1) причины отказа в согласовании заявок на перевозку, а также (2) причины неисполнения уже согласованных заявок;
- причин недостижения паспортных параметров провозной способности отдельных участков, на которых возникают «узкие места» (недостижение предельного веса поезда, снижение участковой скорости, снижение пропускной способности станций и т.д.).
Совет потребителей отмечает, что «узкие места» не могут сохраняться на сети неограниченное время, поэтому одновременно с диагностикой «узких мест» необходимо сформировать Методику разработки графика их устранения, включая критерии приоритезации выбора участков.
Совет потребителей считает целесообразным сформировать такую Методику с участием всех заинтересованных сторон с учетом стратегических целей развития отрасли.
При этом поскольку за содержание и развитие инфраструктуры платят все грузоотправители в рамках среднесетевого тарифа, развитие сети не может нарушать принцип недискриминационного доступа к инфраструктуре.
Основываясь на результатах диагностики «узких мест» и Методике должна быть сформирована программа по их устранению, показывающая – когда, в какой последовательности и как будут сниматься ограничения пропускной способности.
2.    Выработка критериев приоритезации перевозок.
После разработки программы устранения «узких мест» представляется целесообразным проработать возможные критерии приоритезации принятия заявок на период их существования, например максимизация перевозимых объемов или выручки ОАО «РЖД» с учетом обеспечения наиболее технологичного для ОАО «РЖД» процесса перевозки, а также наиболее оперативного приема и обработки груза в портах.
Совет потребителей отмечает, что приоритезация перевозок может вводится только при установлении конечного срока существования «узких мест» (до реализации программ развития провозной способности).
Совет потребителей обращает внимание на свою ранее высказанную позицию о том, что при установлении любых приоритетов, как в порядке устранения «узких мест», так и при осуществлении перевозок должна учитываться необходимость:
- сохранения недискриминационного доступа к инфраструктуре;
- отсутствия дополнительной тарифной нагрузки для грузоотправителей».
По мнению Совета потребителей без анализа причин появления узких мест и установления критериев приоритезации передача кому-либо прав по регулированию перевозок несет риски принятия субъективных решений и дискриминации отдельных грузоотправителей.
3.    Согласование информационных процедур.
Совет потребителей отмечает, что информация о текущих и перспективных пропускных способностях, данных об «узких местах» и планах по их устранению будет полезна потребителям для планирования и оптимизации своих перевозок, что может повысить эффективность использования инфраструктуры ОАО «РЖД».
На текущий момент у грузоотправителей отсутствует доступ к информации о лимитах пропускных способностей, поэтому Совет потребителей считает целесообразным предложить ОАО «РЖД» согласовать с участниками рынка оптимальный и допустимый объем раскрытия информации с учетом:
- необходимой конфиденциальности коммерческой информации участников перевозочного процесса, прежде всего, операторов, грузоотправителей и грузополучателей;
- обеспечения национальной безопасности (например, в случае получения доступа третьих лиц к информации о технологическом состоянии инфраструктуры, о перевозках военных и особо опасных грузов).
В качестве возможного решения Совет потребителей предлагает ОАО «РЖД» регулярно (например, ежемесячно) раскрывать профессиональным участникам рынка (с учетом согласованных ограничений) перечень участков сети, имеющих ограничения провозной и пропускной способности на текущий месяц и на год, в том числе, с указанием таких параметров как (1) наименование участка и фактический размер исполненного движения за текущий месяц/год; (2) общая наличная и фактическая пропускная способность и пропускная способность в грузовом движении; (3) предельный и фактический вес поезда; (4) программы развития участка и срок устранения узких мест; (5) целевая и потребная пропускная и провозная способности на 2020-2025 гг.
4.    Проработка механизмов повышения взаимной ответственности.
При формировании механизмов повышения взаимной ответственности участников рынка логичным представляется детальный анализ всех аспектов таких правоотношений, в том числе установление симметричной ответственности грузоотправителя (за непредъявления груза к перевозке) и перевозчика (за невывоз согласованных объемов или запланированных к вывозу на базе утвержденных прогнозов роста провозной способности).
Совет потребителей отмечает, что такие механизмы должны быть направлены, прежде всего, на создание мотивации к сокращению «узких мест». Без этого есть риск возникновения ситуации, когда перевозчик будет заинтересован в сохранении ограничений и получении дополнительного дохода, например, через повышенные тарифы или авансирование со стороны грузоотправителей.
В части предлагаемого ОАО «РЖД» механизма повышения ответственности грузоотправителей через введение невозвратного аванса, Совет потребителей отмечает, что сейчас уже предусмотрены штрафы за исполнение заявок.
При этом предложение ОАО «РЖД» о введении невозвратного аванса содержит ряд рисков, требующих проработки, и в этой связи не может быть поддержано:
- необоснованный рост затрат грузоотправителей, если ОАО «РЖД» смогло «продать» неиспользованную провозную способность другому грузоотправителю (двойная оплата);
- возникновение «вторичной» торговли «пропускными способностями» (потенциально изменение грузоотправителя в заявке возможно в случае невозвратности аванса для компенсации потерь грузоотправителей, а также при согласии со стороны ОАО «РЖД»);
- рост стоимости перевозки для грузоотправителей из-за «замораживания» части оборотного капитала в авансах.
Также представляется целесообразным дополнительно проработать возможность сокращения сроков действия заявки (с 45 до 30 дней). По мнению Совета потребителей большая глубина планирования грузоотправителя скорее должна быть в интересах компании, которая получает возможность формировать более длинные планы перевозок.
Дополнительно для улучшения качества оперативного планирования перевозок, Совет потребителей считает целесообразным рассмотреть возможность сокращения сроков согласования экспортных заявок, а также предоставления возможности грузоотправителям оперативно согласовывать дополнительные планы перевозок при наличии резерва пропускной способности.
Совет потребителей предлагает ОАО «РЖД» организовать совместную работу по анализу вопроса повышения эффективности приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры с учетом обозначенных выше предложений.
3695

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма