Заседание Комитета по вопросом грузовых перевозок по Правилам недискриминационного доступа, Правилам переадресовки и вопросу платного осмотра тягового подвижного состава

Заседание Комитета по вопросом грузовых перевозок по Правилам недискриминационного доступа, Правилам переадресовки и вопросу платного осмотра тягового подвижного состава

08 августа 2019

08 августа 2019 года на заседании Комитета по вопросам грузовых перевозок обсудили проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования» во взаимосвязи с предложениями ОАО «РЖД» по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В ходе обсуждения было отмечено, что:

- действующая система приема заявок на перевозку грузов и организации перевозок основана на соблюдении принципа публичности грузовых перевозок. Законодательством закреплены приоритеты перевозок определенных категорий грузов для реализации государственных задач. Иные грузоотправители имеют равные права и единое тарифное регулирование при грузовых перевозках;

- в качестве альтернативного способа решения вопроса распределения дефицита перевозочных мощностей ОАО «РЖД» для реализации государственных задач необходимо оценить возможность развития правового регулирования перевозок грузов для выполнения государственных задач путем внесения изменения в нормативно-правовые акты в сферах регулирования чрезвычайных ситуаций, мобилизации и др., а также путем принятия отдельного постановления Правительства Российской Федерации об организации перевозок грузов для реализации нацпроектов (по аналогии со строительством объектов к Олимпиаде-2014);

- в случае формирования правил недискриминационного доступа к услугам естественной монополии требуется предварительная разработка методики расчета доступных мощностей перевозчика и алгоритма их распределения: открытых для пользователей железнодорожного транспорта квот для перевозки грузов разных «очередей» (например, по аналогии с услугами в портах), введения правил раскрытия информации об имеющихся мощностях и их распределении в режиме реального времени;

- требуется определить предмет регулирования Правил недискриминационного доступа: на уровне планирования перевозок, заключения договора перевозки и/или исполнения указанного договора (приоритет движения) и оценить объём нормативных актов, в которые требуются внесение изменений;

- отдельная дискуссия должна состояться по определению приоритетов грузовых перевозок в условиях ограниченных пропускных способностей инфраструктуры общего пользования по видам грузов/целям перевозок (так называемых «очередей»). Установление приоритетов для грузов, перечисленных в пунктах «а»-«д» проекта Правил недискриминационного доступа, в целом, поддерживается членами Комитета и экспертами. В тоже время следует рассмотреть формирование равных условий доступа для всех грузоотправителей коммерческих грузов за исключением перечисленных в пунктах «а»-«д». Предложения ОАО «РЖД» по выделению приоритетов требуют дополнительного обоснования. Например, является спорным предложение ОАО «РЖД» о распределении части мощности на основании аукциона: не определен «транспортный продукт», а дефицит пропускной способности, в том числе, зависит от технологических решений продавца на аукционе – ОАО «РЖД». Не представлена модель предоставления приоритетов в перевозке инвесторам в инфраструктуру, включающая расчетные алгоритмы и обеспечение транспортной безопасности иных грузовладельцев, и др.

- при подготовке текущей редакции Правил недискриминационного доступа не представлена оценка рисков для организаций железнодорожного транспорта и для грузовладельцев. По мнению участников заседания, формулировки по особо значимым грузам содержат риски для отдельных отраслей промышленности.
- в целях исключения экономических рисков необходимо четко определить уровни субъектов государственной власти, обладающих законной компетенцией по принятию решений о предоставлении приоритетов, а также конкретизировать связанные нормативно-правовые акты;

- необходимо увязать систему приоритетного доступа к грузовым перевозкам с системой государственного тарифного регулирования ОАО «РЖД», включая долгосрочное тарифное регулирование и правила применения «тарифного коридора».

Участники заседания приняли к сведению позицию ОАО «РЖД» о целесообразности расширения перечня приоритетов для грузовых перевозок в условиях ограниченных пропускных способностей инфраструктуры общего пользования в зависимости от категории груза / цели перевозки / инвестиционных и иных обязательств грузоотправителя, а также предложения ОАО «РЖД» по формированию Правил недискриминационного доступа, определяющих порядок реализации указанных приоритетов.
Также приняли к сведению позицию Минтранса России по вопросу исполнения поручения Правительства Российской Федерации касательно порядка совершенствования приема заявок в условиях недостаточных пропускных способностей инфраструктуры, и информацию Минэнерго России о необходимости соблюдения принципов публичности перевозок общего пользования и рисках угольной промышленности в связи с введением приоритетов.

Было принято решение внести на рассмотрение Совета потребителей следующую позицию по указанному вопросу:

1. Принятие Правил недискриминационного доступа в предлагаемой редакции фиксирует ситуацию с недостаточными пропускными способностями инфраструктуры и снижает мотивацию ОАО «РЖД» по созданию профицита мощностей.
2. Правила недискриминационного доступа в предлагаемой редакции содержат системные риски для пользователей железнодорожных грузовых перевозок:
- нарушения технологичности грузовых перевозок в результате внедрения приоритетного порядка планирования и организации перевозок при наличии недостаточных пропускных способностей инфраструктуры;
- нарушения принципов конкуренции;
- снижения выручки и доходности ОАО «РЖД»;
- роста стоимости грузовых перевозок железнодорожным транспортом;
и другие.
3. С учетом замечаний, высказанных членами Комитета, экспертами и присутствующими на заседании приглашенными участниками, Правила недискриминационного доступа в текущей редакции требуют обсуждения и переработки.

На заседании также было поддержано предложение ОАО «РЖД» по созданию совместной с Советом потребителей рабочей группы по вопросам недискриминационного доступа к услугам грузовых перевозок и формированию графика обсуждения вопросов на регулярной основе.
Членам Совета потребителей, членам Комитета и экспертам будет направлен запрос о предоставлении вопросов в повестку совместной с ОАО «РЖД» рабочей группы и письменных позиций по данным вопросам.

На заседании также обсудили доработанную редакцию проекта приказа Минтранса России «Об утверждении Правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте».
В ходе обсуждения было отмечено, что при доработке проекта Правил переадресовки частично были учтены замечания Совета потребителей, отмеченные в ранее сформированном экспертном заключении Совета по предыдущей редакции проекта Правил, а по ряду замечаний ОАО «РЖД» представлены обоснованные возражения.
Однако сохраняется принципиальное замечание к п. 13 Правил переадресовки (в актуальной редакции) в части раскредитования первоначальной накладной и оформления новых накладных на вагоны, следующие в составе маршрутной или групповой отправки.
Экспертное заключение по доработанной версии проекта приказа Минтранса России «Об утверждении Правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте» будет сформировано по результатам обсуждения на заседании Комитета и вынесено на ближайшее заседание Совета потребителей.

На заседании Комитета также рассмотрели обращение СРО Ассоциация «Промжелдортранс» по вопросу проведения платного осмотра тягового железнодорожного подвижного состава владельцем инфраструктуры при осуществлении допуска к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт тягового железнодорожного подвижного состава (в соответствии с п. 10 Распоряжения ОАО «РЖД» от 05.12.2018 № 2602р об изменении «Положения о допуске локомотивов и локомотивных бригад сторонних организаций с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования»).
Также приняли к сведению информацию ООО «Трансойл» по ситуации с составлением аналогичных актов на грузовые вагоны.

В ходе обсуждения было отмечено, что обязанность по проведению осмотра подвижного состава владельцем инфраструктуры при осуществлении допуска к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава предусмотрена п.6 Приложения №5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог России, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. №286. В отношении осмотра тягового подвижного состава ОАО «РЖД» своим распоряжением трансформировало выполнение функции контроля транспортной безопасности в платную услугу.
По завершении ремонта подвижной состав проходит контроль качества ремонта и обследование эксплуатационных характеристик сертифицированными ремонтными предприятиями, имеющими клейма на право проведения указанных видов ремонта, о чем составляются акты в надлежащей форме. Ремонтное предприятие подтверждает соответствие технического состояния подвижного состава требованиям для работы на инфраструктуре общего пользования. При выпуске нового подвижного состава его соответствие подтверждает изготовитель. Таким образом, стоит вопрос о дублировании контрольных функций.
По информации выступающих на заседании Комитета в отношении составления актов на тяговый подвижной состав и грузовые вагоны имеются организационно-технические проблемы, а в отношении тягового подвижного состава – дополнительно существенные материальные потери в связи с ожиданием представителей эксплуатационных депо/простоем локомотивов и оплатой услуг ОАО «РЖД»;
Проведение осмотра владельцем инфраструктуры осуществляется в целях идентификации железнодорожного подвижного состава, сверки номеров составных частей и проверки документов об обязательном подтверждении соответствия.

Таким образом на заседании Комитета было решено поддержать позицию СРО Ассоциация «Промжелдортранс» и иных заинтересованных потребителей услуг ОАО «РЖД» о целесообразности упрощения процедуры проведения осмотра подвижного состава владельцем инфраструктуры при осуществлении допуска к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава.

Участники заседания посчитали целесообразным обратиться к ОАО «РЖД» с предложением рассмотреть возможность внедрения дистанционного осмотра с электронным обменом данными тягового подвижного состава и грузовых вагонов, а также отмены/снижения размера с установлением единой платы за составление актов осмотра.
13133

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма