Рассмотрение проекта приказа Минтранса России об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов

Рассмотрение проекта приказа Минтранса России об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов

09 февраля 2022

На рассмотрение на заседании Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей 09 февраля 2022 года был вынесен проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте».

В представленных материалах разработчик не представил технологических и правовых обоснований для разработки нового документа.
По мнению членов и экспертов Комитета, действующие Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом МПС РФ от 05.03.1999 г. №20Ц, являются достаточными, актуальными и не требующими изменений.
В отношении проекта Правил члены и эксперты Комитета отметили следующие замечания и комментарии.

1. Требования к грузополучателям
В проекте Правил установлен запрет предъявления грузов грузоотправителем к перевозке в открытом подвижном составе, если у грузополучателя нет специальных комплексов (вагонооткидывателей и размораживателей). При отсутствии таких комплексов грузоотправитель должен предъявить грузы только в упакованном виде.
В проект Правил также включено новое требование о наличии у грузополучателей буферных зон для поступающих вагонов. Определение буферных зон в документе не раскрывается, но потенциально может потребовать от грузополучателей строительства приемо-отправочных парков для вагонов.
Учитывая, что Минтранс России предлагает ввести в действие проект приказа с 1 сентября 2022 года, грузополучатели должны будут установить специальные комплексы и буферные зоны уже к зимнему периоду 2022/2023 годов.
По данным ОАО «РЖД» только 7 из 50 морских угольных терминалов сейчас применяют специальные комплексы, а выгрузка песка и щебня на всех без исключения строительных площадках производится без применения вагоноопрокидывателей и не приспособлена к работе с упаковкой.
При этом установка специальных комплексов и строительство железнодорожных парков помимо значительных капитальных вложений займет значительное время.
В случае принятия документа в представленной редакции, члены и эксперты Комитета отмечают следующие риски:
а) снижение объемов (вплоть до приостановки) перевозок грузов в зимний период, в т.ч. социально-значимых грузов (например, угля для отопительного сезона, строительных материалов для реализации федеральных проектов).
Для компенсации такого снижения или невывоза грузов грузоотправители будут вынуждены существенно увеличить объемы заявок на перевозку грузов в летнее время, которые ОАО «РЖД» будет не в состоянии удовлетворить с учетом проведения летне-путевых работ и роста пассажирских перевозок;
б) рост затрат на грузовые операции (например, затраты на упаковку груза, установку специальных комплексов и строительство буферных зон);
в) дискриминация грузоотправителей и грузополучателей по признаку наличия/ отсутствия спецоборудования и механизмов.
Члены и эксперты Комитета предлагают исключить из проекта Правил новые требования по установке специальных комплексов и строительству буферных зон.

2. Ответственность грузоотправителей
Проект Правил устанавливает ответственность грузоотправителей за качество и эффективность проведенных профилактических мер и примененных средств от смерзания грузов, а также предусматривает право перевозчика требовать возмещения убытков, если некачественная подготовка грузов привела к нарушению срока оборота вагонов или норм на выгрузку грузов, задержке подачи вагонов для выгрузки.
Члены и эксперты Комитета отмечают, что в 90% случаев и более выгрузка грузов осуществляется силами грузополучателей. В этих случаях технологические сроки оборота вагона определяются договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и уборку вагонов, заключаемым между ОАО «РЖД» и владельцем таких путей (грузополучателем).
Грузоотправитель не является стороной такого договора. В связи с этим отсутствует законное основание устанавливать право ОАО «РЖД» требовать возмещения убытков с грузоотправителей.
Кроме того, в проекте Правил отсутствуют механизмы определения некачественного применения мер и их достаточности (например, нужно применять все указанные меры или достаточно реализовать только некоторые из перечня), а также методика расчета и принцип выставления убытков.
По мнению членов и экспертов Комитета, это приведет к росту нагрузки на грузоотправителей из-за возможных штрафов, в т.ч. необоснованных (в том числе с учетом увеличения сроков погрузки и выгрузки из-за принятия дополнительных профилактических мер, например, снятия укрывного материала).
Члены и эксперты Комитета предлагают исключить право перевозчика требовать от грузоотправителя возмещения убытков из-за некачественной подготовки грузов к отправке.
Также в проекте Правил отсутствует взаимная ответственность перевозчика за качество перевозочного процесса (соблюдение сроков приема смерзающихся грузов к перевозке и сроков доставки таких грузов, ритмичность подвода груженых вагонов). Члены и эксперты Комитета предлагают установить такую ответственность для перевозчика.

3. Разработка и согласование профилактических мер и средств от смерзаемости грузов
В действующей редакции документа предусмотрено, что профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. При этом у грузоотправителя есть возможность отправки грузов без проведения профилактики против смерзаемости при наличии письменного согласия грузополучателя.
В проекте Правил исключается участие грузополучателя в согласовании мер и средств от смерзания грузов и возможность отправки грузов без проведения профилактики смерзаемости грузов при согласии грузополучателя.
Члены и эксперты Комитета отмечают, что грузоотправитель может не обладать достаточными сведениями о климатических особенностях региона и уровне технологической обеспеченности грузополучателя для самостоятельного определения перечня необходимых мер для профилактики.
С учетом этого члены и эксперты Комитета предлагают сохранить согласование грузополучателем профилактических мер и средств от смерзания грузов, а также сохранить возможность перевозки грузов без проведения профилактических мер при согласии со стороны грузополучателя.
Кроме того, проектом Правил установлено, что профилактические меры и средства от смерзания грузов должны определяться грузоотправителем в соответствии с ГОСТами, техническими условиями или иными нормативными документами на продукцию, перечень которых не определен в проекте Правил.
Отсутствие указания на конкретные нормативные документы, которые должны регламентировать меры и средства против смерзаемости для каждой номенклатуры грузов, по мнению членов и экспертов Комитета, может повлечь за собой усложнение процесса изготовления, сертификации, применения и контроля за изготовлением и применением профилактических средств.
Члены и эксперты Комитета предлагают дополнить проект Правил списком нормативных документов (ГОСТ, технических условий) применительно к каждой номенклатуре грузов ЕТСНГ (или их группам).

4. Перечень грузов, подверженных смерзаемости
В проекте Правил по сравнению с действующей редакцией расширен перечень смерзающихся грузов, в основном за счет строительных грузов. В частности, в перечень включены весь щебень, известняк, кварциты (ранее они включались только в мокром состоянии) и добавлены смесь песчано-гравийная, шлаки доменные. Обоснование необходимости расширения перечня грузов разработчиком не представлено.
По мнению членов и экспертов Комитета, это несет риск роста затрат грузоотправителей на перевозку таких грузов и в зимний период, что может привести к сокращению объемов перевозок строительных грузов, которые используются для строительных проектов, в т.ч. реализуемых ОАО «РЖД». В связи с этим члены и эксперты Комитета предлагают сохранить существующий перечень смерзающихся грузов.

5. Перечень профилактических мер и средств от смерзаемости
В проекте Правил по отдельным грузам расширен перечень профилактических мер против смерзания.
Например, для руд к обработке средствами (известь, опилки) добавлено укрытие грузов полимерными материалами или применение мягких контейнеров. Для строительных материалов (песок, щебень, гравий, балласт) при перевозке в открытом подвижном составе также предусмотрено укрытие полимерными материалами.
При этом дополнительно установлено, что перевозка песка, щебня, гравия и балласта в переходный период неустойчивых температурных условий, сопровождаемых осадками в виде мокрого дождя и снега, не допускается. Обоснование перечня мер по борьбе со смерзаемостью груза не представлено.

Члены и эксперты Комитета предлагают:
- оценить эффективность предлагаемых мер по борьбе со смерзаемостью груза (эксперименты, расчеты, сравнение различных вариантов);
- провести анализ влияния перечня мер на скорость погрузки и выгрузки грузов (особенно упаковки сыпучего груза с учетом отсутствия погрузочно-выгрузочного оборудования для работы с такой упаковкой);
- провести анализ влияния на объемы перевозок при внедрении предложенных изменений.

Члены и эксперты Комитета считают, что проект Правил не может быть поддержан в представленной редакции и требует доработки. Для дальнейшего обсуждения вопроса члены и эксперты Комитета предложили создать рабочую группу на площадке Минтранса России (как разработчика документа) с участием представителей грузоотправителей и грузополучателей различных отраслей, портов, ЖКХ, Минэнерго России, Минобороны России, Минпромторга России и других ФОИВов.

По итогам заседания было решено отметить, что действующий приказ МПС РФ от 05.03.1999 г. № 20Ц, утверждающий правила перевозки смерзающихся грузов, не требует изменений, а рассматриваемый проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте» требует доработки и не может быть поддержан в представленной редакции.
Также было решено рекомендовать Совету потребителей предложить Минтрансу России доработать проект Правил в рамках рабочей группы с участием представителей ОАО «РЖД», федеральных органов исполнительной власти (Минэнерго России, Минобороны России, Минпромторга России и других), Совета потребителей и заинтересованных грузоотправителей и грузополучателей (ЖКХ, порты).

1486

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма