Рассмотрение проекта приказа Минтранса России об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом

Рассмотрение проекта приказа Минтранса России об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом

24 декабря 2021

24 декабря 2021 года на заседании Комитета по вопросам пассажирских перевозок Совета потребителей был рассмотрен проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», размещенный на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/12-21/00123277).

Проект приказа Минтранса России приводит Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 810 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В то же время, по мнению членов и экспертов Комитета, представленная редакция Правил включает ряд положений, которые требуют дополнительной проработки и уточнения.

1. В части запрета нахождения лиц в поездах и на железнодорожной инфраструктуре
1.1. Новая редакция Правил (пункт 13) закрепляет запрет нахождения физических лиц на инфраструктуре общего пользования и в поездах в пачкающей одежде, имеющей неприятный и зловонный запах; совершение физическими лицами действий, направленных на использование вагонов и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также благотворительной деятельности без письменного разрешения перевозчика (владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), в том числе с использованием для этих целей радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих или электронных устройств, а также устройств звукоусиления; использование музыкальных инструментов и средств звукоусиления (кроме слуховых аппаратов и иных индивидуальных устройств (наушников); пение.
При рассмотрении предыдущей редакции Правил Совет потребителей в экспертном заключении №05/2020 от 26.06.2020 г. предлагал исключить из Правил оценочные категории, носящие субъективный характер, или уточнить порядок их определения. Определение запаха как «неприятный» является оценочным и субъективным и не может служить безусловным основанием для удаления пассажира из поезда работниками органов внутренних дел. Члены и эксперты Комитета отметили, что предложение Совета потребителей не учтено.
Эксперты и члены Комитета предлагают доработать пункт 13 Правил с учетом предложений членов и экспертов Комитета, а также уточнить последствия нарушения пунктов Правил, сделав ссылку на нормы КоАП и/или региональные законы «О тишине», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями). Предлагаемая редакция пункта 13 Правил:

Пункт 13. Не допускается на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и в поездах: нарушение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, установленных российским законодательством и правилами, утверждаемыми перевозчиком, в том числе при нахождении физических лиц в пачкающей одежде, имеющей отвратительный запах; совершение физическими лицами действий, направленных на использование вагонов и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности без согласования с перевозчиком, в том числе несанкционированная торговля, попрошайничество; использование радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих или электронных устройств, а также устройств звукоусиления, использование музыкальных инструментов и средств звукоусиления (кроме слуховых аппаратов и иных индивидуальных устройств (наушников), пение, крики, свист, игра на музыкальных инструментах, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан, в течение всего времени нахождения на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и в поездах; В вагонах поездов, в том числе и тамбурах запрещается нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, курение табака, употребление никотиносодержащей продукции или использование кальянов, электронных испарителей или электронных систем добавки никотина.

2. В части обеспечения доступа к услугам железнодорожного транспорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
2.1. В пункте 5 новой редакции Правил об обеспечении перевозчиком своевременного предоставления пользователям услуг железнодорожного транспорта достоверной информации в наглядной и доступной форме исключается действующий пункт « ... По обращению инвалида перевозчик предоставляет информацию о предлагаемых услугах, возможностях совершения поездки и доступа к инфраструктуре».
Эксперты Комитета считают, что исключение данного пункта несет риск ограничений в правах людей из числа инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
Эксперты и члены Комитета предлагают сохранить указанный пункт в Правилах или включить отсылочные нормы к Уставу железнодорожного транспорта и иным правовым актам, регулирующие порядок доступа указанных категорий пассажиров к информации и позволяющие им получать услугу по перевозке железнодорожным транспортом в полном объеме и в надлежащем качестве.
2.2. В представленной редакции Правил дополнительные услуги (предоставление кресла-каталки, сопровождение к поезду, особые условия проезда в поезде и др.) могут представляться только пассажирам из числа инвалидов на основании документа, подтверждающего инвалидность.
Эксперты и члены Комитета предлагают включить в Правила возможность воспользоваться такими услугами людям из числа временно нетрудоспособных в следствие перенесения тяжелой операции, травм, иных болезней и т.д. и нуждающихся в обеспечении креслом-коляске и особых условиях транспортировки к поезду и проезду в поезде.

3. В части оформления проездных документов

3.1. В части определения способа оформления проездных документов на поезда дальнего следования как автоматизированного
Эксперты Комитета считают, что приобретение билетов посредством сети «Интернет», посредством официального сайта перевозчика в сети «Интернет» или иного веб-ресурса также должно считаться автоматизированным способом приобретения проездного документа на поезда дальнего следования, как и приобретение посредством специализированного приложения на индивидуальном мобильном устройстве с резервированием мест с помощью автоматизированной системы.
Члены и эксперты Комитета предлагают уточнить в Правилах, что все указанные выше способы приобретения проездных документов являются автоматизированными способами.

3.2. В части соблюдения требований Федерального закона «О транспортной безопасности»
В соответствии с новой редакцией Правил при оформлении проездного документа на пригородный поезд с указанием места не указывается ФИО пассажира в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности». При этом не определено что будет указано в билете: билет «на предъявителя», но с местом (при этом не ясна технология продажи таких билетов в электронном виде, поскольку, в отличие от билета на бумажном защищенном бланке, электронный билет может бесконтрольно тиражироваться) или билет будет именным, но без указания паспортных данных.
Члены и эксперты Комитета предлагают доработать этот пункт во избежание рисков предъявления несколькими пассажирами электронных билетов на одно и то же место.

3.3. В части требований к оформлению проездного документа (билета) на поезда дальнего следования
В билетах согласно новой редакции Правил должна указываться «…общая стоимость проезда с выделением в тарифе стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная составляющие тарифа) и стоимости плацкарты (вагонная, моторвагонная составляющая тарифа), сборы и иные платежи». Такое разделение может использоваться для соблюдения Федерального закона «О защите прав потребителей» в части повышения прозрачности оплаты проезда и возврата денежных средств за билеты.
Члены и эксперты Комитета предлагают детализировать в Правилах, на возврат каких из указанных тарифных составляющих может претендовать пассажир в том или ином случае.

3.4. В части установления сборов по приобретению, восстановлению билетов на поезда дальнего следования
Правилами предусмотрено взимание сбора за оформление/восстановление проездного документа (билета) на поезда дальнего следования, которое предполагает печать билета на специальном бланке. На практике билет выдается пассажирам на обычном листе/ленте с пометкой «электронный».
Эксперты и члены Комитета предлагают пересмотреть требование о печати билетов на защищенной бланочной продукции, что позволит исключить затраты на нее из стоимости сбора (Приказ ФСТ России от 27 июля 2010 года №156-т/1).

3.5. В части оформления детских проездных документов (билетов) в пригородном сообщении, в дальнем следовании
Эксперты Комитета отметили отсутствие единых возрастных критериев и подходов перевозчиков при оформлении детских билетов.
В частности, в поездах дальнего следования в соответствии со ст.83 Устава железнодорожного транспорта разрешено провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом.
Вместе с тем, согласно п. 33 новой редакции Правил проездной документ (билет) по тарифу на перевозку детей в поездах дальнего следования необходимо оформлять на детей до 10 лет (включая детей не старше 5 лет).
А пунктом 57 Правил определено, что в поездах пригородного сообщения проездной документ (билет) должен оформляться на детей старше 7 лет.
Члены и эксперты Комитета предлагают в новой редакции Правил выработать единый подход к порядку оформления детских проездных документов как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании, а также рассмотреть возможность увязки с законодательством, регулирующим перевозку детей на других видах транспорта, что, по мнению членов и экспертов Комитета, является важным для развития мультимодальных перевозок.

4. Прочие рекомендации

4.1. В части закрепления понятий «мужское» и «женское» купе
Новой редакцией Правил закрепляются понятия «мужское» и «женское» купе. Эксперты Комитета считают, что такое разделение относится исключительно к политике перевозчика и нет необходимости закреплять эти разграничения в нормативном документе. В случае сохранения указанных понятий в Правилах может потребоваться дополнительная проработка вопросов нормирования количества купе каждого вида в поезде (сколько мужских и женских купе должно быть), порядка действий перевозчика при заполнении купе одного вида и т.д.
Эксперты и члены Комитета рекомендуют исключить эти критерии из Правил как избыточные.

4.2. В части развития мультимодальных перевозок
Эксперты Комитета отметили, что действующей и новой редакцией Правил закреплены исключительно требования к оформлению билетов в пригородных перевозках для «…участков железной дороги, имеющих остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен…».
Члены и эксперты Комитета предлагают сделать эти нормы рамочными (не ограничивать только пересадкой на метрополитен), поскольку в рамках развития проекта «Городская электричка» в регионах пересадка с электропоездов по единому билету может осуществляться не только на метрополитен, но и на иные виды транспорта (автобусы, электротранспорт и пр.).

По итогам заседания было решено рекомендовать Совету потребителей направить протокол заседания Комитета о рассмотрении проекта приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» в Министерство транспорта Российской Федерации и в ОАО «РЖД».
591

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма