Совет потребителей рассмотрел Правил подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов

Совет потребителей рассмотрел Правил подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов

04 марта 2022

04 марта 2022 года Совет потребителей рассмотрел проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов» и отмечает следующее.

1. Целесообразность подготовки отдельного (нового) документа и его увязка с действующим законодательством
Действующее законодательство устанавливает требования отдельно для перевозчика и владельца инфраструктуры. При этом ОАО «РЖД» является одновременно и перевозчиком, и владельцем инфраструктуры.
Разработчик проекта Правил указывает на пробел в законодательстве, связанный с отсутствием регулирования взаимодействия грузоотправителя и перевозчика, который одновременно является собственником инфраструктуры. Разработчик предлагает утвердить отдельный (новый) документ, который будет регулировать их взаимоотношения при подаче, рассмотрении, согласовании и исполнении заявок.
Вместе с тем, проект Правил не устраняет полностью существующий пробел в законодательстве, так как не содержит положения, которые комплексно регулируют отношения между грузоотправителем и перевозчиком, являющимся собственником инфраструктуры.
Совет потребителей отмечает, что действующее законодательство устанавливает требования, которые также обязательны для перевозчика и владельца инфраструктуры в одном лице.
В частности, порядок и правила подачи и рассмотрения перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов установлены ст. 11 Федерального закона № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав ЖДТ) и приказом Минтранса России от 27.07.2015 г. № 228 (Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей). Принципы доступа перевозчиков к инфраструктуре, в том числе в условиях ее ограниченной пропускной способности, определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. № 710.

С учетом этого Совет потребителей предлагает оценить целесообразность:
- введения дополнительного регулирования взаимоотношений грузоотправителей с ОАО «РЖД», которое является перевозчиком и владельцем инфраструктуры;
- разработки отдельного (нового) документа вместо внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты.
В случае принятия решения о целесообразности разработки отдельного документа, его необходимо увязать с другими действующими нормативно-правовыми актами для исключения дублирования и противоречий.

2. Порядок и сроки рассмотрения заявок и определения «дефицитности» инфраструктуры
Проект Правил определяет очередность согласования заявок при перевозке грузов по инфраструктуре с ограниченными пропускными и провозными способностями (согласно Правилам недискриминационного доступа).
После сбора всех заявок перевозчик должен оценить наличие ограничений на инфраструктуре:
- если в календарном месяце объемы заявок на перевозку грузов не превысили пропускную и провозную способность инфраструктуры, то до 5 числа месяца, в котором осуществляется перевозка, перевозчик обязан разместить информацию, что инфраструктура перестала быть «дефицитной»;
- если объем поступивших заявок на перевозку превышает пропускную и провозную способности инфраструктуры перевозчик до 5 числа месяца, в котором осуществляется перевозка, обязан разместить информацию о том, что инфраструктура стала «дефицитной».
Таким образом, информацию о статусе инфраструктуры грузоотправитель получает только 5 числа месяца, когда осуществляется перевозка.
Вместе с тем, согласно пункту 18 проекта Правил перевозчик должен довести до сведения грузоотправителей информацию о согласованных объемах перевозок со станций отправления – не позднее чем за 5 дней до начала планируемого месяца перевозки.
Таким образом, возникает рассинхронизация между временем согласования заявок (за 5 дней до начала месяца) и раскрытием информации о статусе инфраструктуры (через 5 дней после начала месяца).
При этом короткий период между согласованием объемов и началом перевозки не позволяет грузоотправителю заблаговременно планировать отправки и договариваться с грузополучателями, операторами грузовых вагонов и иными сторонами перевозки.
Проект Правил предусматривает применение единственного критерия «дефицитности» инфраструктуры – превышение объема заявок на перевозку грузов над пропускным и провозным способностям инфраструктуры.
На практике при согласовании заявок ОАО «РЖД» учитывает и другие критерии: обязательства сторон по договорам на организацию перевозок, графики ритмичности, возможности владельцев смежных инфраструктур (портов) и т.д.

В связи с этим Совет потребителей отмечает риски:
- недозагрузки инфраструктуры (при высвобождении объемов после признания отсутствия на инфраструктуре ограничений по пропускной и провозной способностям они могут быть не востребованы);
- нарушения обязательств сторон при мультимодальных перевозках (например, недозагрузка судна при сокращении объемов) из-за непредсказуемого несогласования части объемов;
- нарушения технологии и ритмичности перевозочного процесса (когда сокращение объемов у грузоотправителей не позволит формировать полные поезда, что потребует дополнительных маневровых работ и риски простоев в ожидании подачи вагонов от других грузоотправителей).
Совет потребителей также отмечает, что заявки грузоотправителей не являются общедоступными. Проект Правил ограничивает доступ к информации по заявке, предоставляя его только перевозчику, грузоотправителю, а также лицам, осуществляющим согласование заявки на перевозку грузов. Информация об общем объеме заявок грузоотправителям не раскрывается.
Это не позволяет оценить корректность расчетов при определении «дефицитности» инфраструктуры и делает непрозрачным механизм распределения объемов по «дефицитной» инфраструктуре.

Совет потребителей предлагает:
- провести моделирование планирования перевозок в соответствии с проектом Правил на направлениях с ограниченными пропускными способностями на основе реальных данных (например, по данным 2021 года) и оценить влияние на вывоз как по категориям грузов, так и на отдельных грузоотправителей;
- доработать по результатам моделирования порядок и сроки рассмотрения заявок, определения «дефицитности» инфраструктуры (например, применить формульное определение дефицита пропускных способностей, включающее оценку не только заявок, но и другие критерии, которые позволят обеспечить сбалансированность и ритмичность перевозочного процесса и выполнение обязательств сторон);
- предусмотреть прозрачный механизм доступа к информации об общем объеме заявок и согласованных объемах, исключив существенную коммерческую информацию.

3. Перевозки по альтернативному маршруту
Пункт 22 проекта Правил устанавливает, что при невозможности удовлетворить заявку на перевозку грузов и несогласии грузоотправителя с предложенной перевозчиком корректировкой заявки перевозчик предлагает вариант перевозки части объемов грузов по альтернативному более длинному маршруту. При этом проект Правил не содержит порядок распределения доступных объемов перевозок по альтернативным маршрутам между грузоотправителями.
При несогласии грузоотправителя с предлагаемыми маршрутами перевозки заявка отклоняется (другие даты и станции назначения не предлагаются). Порядок оплаты за перевозку по альтернативному маршруту в документе не указан.
Совет потребителей отмечает, что грузоотправитель в заявке указывает только откуда и куда перевезти груз. Согласование альтернативного маршрута не относится к функции грузоотправителя. Кроме того, отсутствие возможности у перевозчика или владельца инфраструктуры осуществить перевозку грузов по кратчайшему расстоянию не является основанием для отказа в приеме заявки и перевозке грузов (ст. 11 Устава ЖДТ).
Совет потребителей также отмечает, что согласно ст. 15 Устава ЖДТ плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, в том числе в случае увеличения расстояния перевозки, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Компенсация затрат перевозчика при увеличении расстояния перевозки учтена в Прейскуранте №10-01 через введение дополнительного коэффициента разрыва между тарифным и эксплуатационным грузооборотом в размере 1,04.

Совет потребителей предлагает:
- исключить согласование грузоотправителем перевозки груза по альтернативному маршруту;
- дополнить проект Правил обязанностью перевозчика при отказе в согласовании заявок предложить другие возможные даты;
- расчет тарифа при перевозке грузов по альтернативному расстоянию осуществлять исходя из кратчайшего расстояния перевозки;
- детализировать порядок распределения объемов перевозок по альтернативным маршрутам.

4. Определение возможных грузоотправителей
Ст. 2 Устава ЖДТ определяет грузоотправителя (отправителя) как любое юридическое или физическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе.
При этом в проекте Правил указано, что грузоотправителем при перевозке сырьевых энергетических грузов (определение таких грузов в проекте Правил не представлено) может выступать лицо, осуществляющее добычу, производство и (или) переработку сырьевых товаров либо лица, входящие с ними в одну группу, выступающие по договору перевозки от своего имени. Такое определение ограничивает права иных участников рынка (в частности, не включает экспедиторов), что несет риски ограничения их прав и снижения конкуренции.
Совет потребителей предлагает использовать существующие в действующем законодательстве термины и определения.

5. Основания для отказа перевозчиком в приёме заявки
Устанавливаемый в пункте 23 проекта Правил перечень оснований для отказа перевозчиком в приёме заявки не соответствует ст. 11 Устава ЖДТ (определяет случаи возможного отказа перевозчиком и владельцем инфраструктуры) и приказу Минтранса России от 06.09.2010 г. № 192 (определяет критерии отказа по техническим и технологическим причинам), в частности:
а) добавлено новое основание, когда перевозчик может отказать при подаче заявки на перевозку грузов лицам, не наделенным в соответствии с законодательством Российской Федерации правом выступать грузоотправителем конкретного груза. Такое основание отсутствует в ст. 11 Устава ЖДТ.
б) исключена возможность отказа в приеме заявки, установленная ст. 11 Устава ЖДТ, при вводе ограничений погрузки и перевозки грузов по маршруту следования груза в случаях, предусмотренных ст. 29 Устава ЖДТ (обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия или иные).
Совет потребителей предлагает сохранить существующие нормативные основания отказа в согласовании перевозки.

6. Возможность передачи прав на перевозку грузов
В проекте Правил отсутствует возможность передачи прав на согласованную перевозку аналогичных грузов от одного грузоотправителя другому, даже если они входят в одну группу лиц и расположены в пределах одного территориального филиала перевозчика.
Для обеспечения более гибкого подхода к перевозке грузов Совет потребителей предлагает включить в проект Приказа положения, позволяющие осуществлять передачу прав на согласованную перевозку грузов при соблюдении следующих условий:
а) передача прав осуществляется в рамках группы лиц грузоотправителя (передача между разными группами лиц осуществляется в соответствии с порядком распределения дополнительных объемов, установленным в проекте Правил);
б) отправляемые грузы относятся к одной очереди согласно Правилам недискриминационного доступа;
в) станции отправления находятся в пределах одного территориального филиала перевозчика.

Совет потребителей предлагает доработать проект Правил с учетом изложенных комментариев.
1388

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма