Рассмотрение актуализированных предложений ОАО «РЖД» по изменениям базовых законов железнодорожного транспорта на расширенном заседании Комитетов Совета потребителей

Рассмотрение актуализированных предложений ОАО «РЖД» по изменениям базовых законов железнодорожного транспорта на расширенном заседании Комитетов Совета потребителей

30 Января 2020

30 января 2020 года состоялось расширенное заседании Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» и Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей, на котором были рассмотрены актуализированные предложения ОАО «РЖД» по внесению изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования».

Представителем Правового департамента ОАО «РЖД» было указано, что компания продолжает вести работу по уточнению формулировок статей 12 и 12.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», касающихся требований к перевозчику и операторам железнодорожного подвижного состава:
- основными новациями статьи 12 являются исключение обязанности перевозчиков по владению грузовыми вагонами, исключение понятия «договор на оказание услуг локомотивной тяги» и определение обязательств перевозчиков по перевозке грузобагажа; - в статье 12.1 изложены требования к операторам, включая обязательное членство в СРО, предусмотрено создание единой СРО и содержание основных стандартов СРО. Основная дискуссия с участниками рынка сохраняется по вопросу обязательного членства операторов в единой СРО.

Представитель СОЖТа отметил необходимость продолжения дискуссии по формулировкам статей 12 и 12.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». По данным статьям СОЖТ представил в ОАО «РЖД» свои комментарии и предложения:
- дополнительных пояснений требует необходимость включения формулировки о недопущении операторами дискриминационных условий для клиентов;
- СОЖТ не готов поддержать предложения ОАО «РЖД» в части стандартов, которые должна разработать СРО, в частности, по порядку предоставления информации о вагонах, не задействованных в перевозочном процессе, порядку предоставления вагонов на ЭТП;
- в силу отсутствия в законопроекте определения вводимого понятия особо значимых грузов и критериев формирования их перечня введение обязанности операторов по обеспечению вагонами перевозок таких грузов несет высокие риски для бизнеса;
- в части создания единой СРО СОЖТ видит положительные стороны, но для выбора оптимального варианта считает необходимым провести моделирование работы рынка в разных условиях;
- при переходе к прямому регулированию деятельности операторов на уровне федерального закона следует учесть существующую нормативную базу – нормы постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 г. № 626 «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками».

В ходе дальнейшего обсуждения члены и эксперты Комитета:
- предложили возможные альтернативные подходы к саморегулированию операторского рынка (вариант создания нескольких СРО, отказ от обязательного членства операторов в СРО); - отметили риски, возникающие в случае создания единой СРО операторов (например, для кэптивных операторов);
- высказали позицию о снижении актуальности вопроса введения специального порядка обеспечения вагонами особо значимых грузов в наступившем цикле профицита вагонного парка.

По другим предложениям ОАО «РЖД», включающим вопросы примыкания к железнодорожным путям общего пользования, перераспределения ответственности между участниками перевозки при подаче и уборке вагонов, особому порядку организации перевозки в условиях «узких мест» и т.д., поступили предложения провести среди членов и экспертов Комитетов и членов Совета потребителей заочный опрос, предложив:
- оценить актуальность Экспертного заключения Совета потребителей №02/2019-ЭЗ в части данных предложений компании;
- представить позицию по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования»;
- указать возможные вопросы, требующие дополнительной проработки.
По результатам проведенного опроса подготовить обобщенный список вопросов, предложений и комментариев и направить его в ОАО «РЖД» для дальнейшего обсуждения с компанией, в том числе на площадке рабочей группы по формированию эффективной системы обратной связи с клиентами и развитию информационной среды взаимодействия с потребителями услуг ОАО «РЖД» под руководством Шило А.Н.

Участники заседания отметили, что предложения ОАО «РЖД» по изменению Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» как по вопросам регулирования операторской и перевозочной деятельности, так и другим вопросам необходимо рассматривать вместе со связанными с ними иными нормативными актами, которые будут определять конкретные механизмы реализации положений, предусмотренных Федеральными законами.

По итогам заседания Комитетов было решено:

По результатам обсуждения вопросов саморегулирования на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава рекомендовать внести на рассмотрение Совета потребителей вопрос «О позиции Совета потребителей по вопросам введения обязательного членства в саморегулируемых организациях; добровольного членства в саморегулируемых организациях; создания единой СРО операторов железнодорожного подвижного состава или множественности СРО».

Запросить позиции и комментарии членов и экспертов Совета потребителей:

1) По предложениям ОАО «РЖД», касающимся:
- правового регулирования перевозчиков (ст. 12 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
- регулирования деятельности операторов (ст. 12.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
- изменения условий эксплуатации вагонного парка и перераспределения ответственности за техническую пригодность/исправность вагонов в процессе перевозки между участниками перевозки;
- изменения порядка подачи заявок на перевозку, исключение пункта об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов;
- формирования особых условий доступа для инвесторов в железнодорожную инфраструктуру и портовые мощности;
- особого порядка организации перевозки в условиях наличия ограниченных пропускных способностей;
- правил примыкания строящихся, новых/восстановленных железнодорожных путей к железнодорожным путям общего пользования;
- проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования».

2) В части оценки актуальности Экспертного заключения Совета потребителей №02/2019-ЭЗ.

3. Рекомендовать Совету потребителей направить обобщенные вопросы, предложения и комментарии в ОАО «РЖД» для дальнейшего обсуждения на заседании рабочей группы по формированию эффективной системы обратной связи с клиентами и развитию информационной среды взаимодействия с потребителями услуг ОАО «РЖД».

99

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС вагоны грузы открытое министерство ФГК локомотивы продажа