Обсуждение проекта Транспортной стратегии РФ до 2030 года и с прогнозом до 2035 на заседании Комитета по стратегии Совета потребителей

Обсуждение проекта Транспортной стратегии РФ до 2030 года и с прогнозом до 2035 на заседании Комитета по стратегии Совета потребителей

20 августа 2021

20 августа 2021 года Комитет по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» Совета потребителей рассмотрел проект Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года.

По итогам рассмотрения проекта Стратегии члены и эксперты Комитета отметили высокое качество подготовки документа. Вместе с тем по итогам опроса и обсуждения на заседании членами и экспертами Комитета были предложены следующие направления по доработке документа:

1. Структура и содержание Стратегии:
Члены и эксперты Комитета считают важным в Стратегии отразить следующие системные вопросы:
а) Задачи транспорта в экономике (какую транспортную задачу призвана решить Стратегия);
б) Макроэкономические и отраслевые прогнозы, на основе которых формировалась Стратегия (например, какие товары будут производиться, где они будут производиться и где у них рынки сбыта, какая потребность в изменении технологии перевозок, как будут развиваться города и т.д.), и увязка этих прогнозов со стратегиями, стандартами, инициативами и программными документами, принятыми в рамках ЕАЭС;
в) Обоснование выбора оптимального решения транспортной задачи (увязка различных видов транспорта в зависимости от плеч перевозки, видов грузов, обоснование выбора/приоритизации направлений развития и поддержки видов транспорта и отдельных их сегментов и т.д.). Для этого Стратегия должна включать все виды транспорта (сейчас не входит трубопроводный), а также рассматривать все сегменты инфраструктуры (например, целесообразно дополнить Стратегию мероприятиями по развитию железнодорожной инфраструктуры необщего пользования);
г) Оценка стоимости решения транспортной задачи с учетом необходимого развития инфраструктуры, государственной поддержки и т.д., а также стоимости содержания инфраструктуры по отдельным видам транспорта;
д) Формирование структурированной системы КПЭ (необходимо определить достаточный для мониторинга перечень показателей, провести их декомпозицию от стратегических показателей до конкретных мероприятий по видам транспорта, определить согласованные методологии расчетов). Текущая система КПЭ содержит укрупненные показатели, которые трудно увязать с конкретными задачами и мероприятиями, например, рост провозной способности железных дорог на экспорт на 197 млн тонн указан без конкретных направлений экспорта (восток, запад, юг), что не позволяет увязать его с необходимостью реализации конкретных мероприятий на этих направлениях.

2. Включение с Стратегию положений, которые находятся в проработке
Члены и эксперты Комитета отметили, что в Стратегию в части железнодорожного транспорта включены ряд положений, по которым в настоящее время не принято окончательное решение (консолидированная позиция о реализации тех или иных направлений и инициатив отсутствует) и ведется дискуссия о целесообразности их реализации:
а) в части тарифной политики на железнодорожном транспорте в Стратегии предлагается:
- установить инвестиционную надбавку, которая должна покрывать инвестиции в инфраструктуру;
- предусмотреть гибкость тарифов по сегментам (локальные тарифы);
- предусмотреть стимулирование владельца инфраструктуры к предсказуемой загрузке инфраструктуры по периодам и маршрутам.

Вместе с тем в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации от 12.11.2019 г. Минэкономразвития России, ФАС России, Минтрансом России, Минфином России и ОАО «РЖД» в настоящее время прорабатывается вопрос формирования новой модели тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок с 1 января 2026 г. В этой связи вопросы установления инвестиционной надбавки, локальных тарифов и стимулирования владельца инфраструктуры к предсказуемой загрузке инфраструктуры по периодам и маршрутам требуют дополнительной проработки и согласования.

б) в части обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта в Стратегии предлагается:
- создать условия для заключения договоров на принципах «бери или плати» и рассмотреть возможность установления приоритета для перевозки по таким договорам;
- внедрить другие механизмы долгосрочной ответственности грузоотправителей за заявляемые объемы.

Вопрос создания условий для договоров «бери или плати» в настоящее время рассматривается в Правительстве Российской Федерации в качестве эксперимента и предусматривает ограничение действия как по времени (до 2024 года), так и по грузам (только в отношении 18 млн тонн угля из Кузбасса).

в) в части электрификации железных дорог в Стратегии предлагается повышать экологичность транспорта за счет электрификации железных дорог.
При этом на различных площадках сейчас прорабатываются вопросы применения на железнодорожном транспорте альтернативных видов топлива (газ, водород, аккумуляторный подвижной состав), которые также отражены в Стратегии. Применение альтернативных видов топлива может показать большую эффективность в части экономики и экологии по сравнению с электрификацией. Например, использование угольной генерации для энергоснабжения железнодорожного транспорта и перевозка грузов на Восточном полигоне с помощью электровозов может давать больший «углеродный след» даже по сравнению с использованием для перевозки грузов тепловозов.

г) в части целевых параметров Восточного полигона в Стратегии предлагается закрепить целевой показатель в части провозной способности Восточного полигона в 2035 г. в размере 240 млн тонн.
Минтрансом России подготовлен проект прогноза объемов перевозок грузов до 2030 г. (БАМ-3), который в настоящее время не согласован. Члены и эксперты Комитета отмечают необходимость увязки параметров Стратегии с грузовой базой не только в прогнозе Минтранса России до 2030 года, но и в Программе развития угольной промышленности до 2035 года.
В связи с этим члены и эксперты Комитета предлагают указанные направления и цели выделить в Стратегии в отдельный блок вопросов, требующих дополнительной проработки, по итогам которой будет приниматься решение о целесообразности их реализации.

3. Преемственность транспортных стратегий
В настоящее время утверждена Транспортная стратегия до 2030 года, которая содержит план мероприятий по ее реализации. Новым документом предполагается отменить действующую Транспортную стратегию. Вместе с тем новая Стратегия в настоящее время не содержит детального плана по ее реализации. Это несет риски для отдельных проектов и направлений, реализуемых в рамках действующей Транспортной стратегии и ее «дорожной карты».
Члены и эксперты Комитета считают важным обеспечить преемственность при разработке Стратегии, включив в «дорожную карту» новой Стратегии мероприятия, реализуемые в рамках действующей Транспортной стратегии до 2030 года с учетом оценки их актуальности.
Члены и эксперты Комитета также приняли к сведению информацию Минтранса России об этапах разработки Стратегии:
1 этап – разработка проекта Стратегии и рассылка его причастным;
2 этап – получение замечаний от причастных и доработка Стратегии по ее итогам;
3 этап (07.09.2021 г.) – доклад в Правительство Российской Федерации о ходе разработки Стратегии с приложением доработанной версии Стратегии.
3142

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма