Заседание Комитета по стратегии и инвестициям по внесению изменений в Устав и ФЗ о железнодорожном транспорте в Российской Федерации

Заседание Комитета по стратегии и инвестициям по внесению изменений в Устав и ФЗ о железнодорожном транспорте в Российской Федерации

13 мая 2019

13 мая 2019 года на заседании Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» Совета потребителей был рассмотрен подготовленный ОАО «РЖД» проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В ходе заседания члены Комитета и приглашенные эксперты отметили следующее:

1. В части правового статуса оператора железнодорожного подвижного состава, его прав и обязанностей в перевозочном процессе.

Единая саморегулируемая организация операторов и предоставление вагонов на недискриминационной основе.
Предлагаемые в законопроекте изменения, направленные на формирование единых стандартов работы операторов грузовых вагонов, не в полной мере учитывают специфику работы компаний сектора, в частности, размер парка и объем операций разных групп операторов, их основную клиентскую базу.
Дополнительной проработки требуют следующие вопросы:
- оценка влияния предлагаемых изменений на различные группы операторов, в том числе влияние создания единой СРО на конкуренцию и арендные ставки на подвижной состав;
- определение условий и правил предоставления вагонов на недискриминационной основе;
- анализ влияния требования о предоставлении вагонов на недискриминационной основе на вывоз грузов крупными грузоотправителями, операторы которых будут вынуждены отвлекать парк на обслуживание третьих лиц, в том числе в контексте выполнения целевых показателей долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года;
- практическая реализация требования о предоставлении вагонов на недискриминационной основе, например, в случае, когда заказчики готовы брать вагоны по более высоким ставкам или предлагают более выгодные условия (предоплата, длительный срок аренды и т.д.), и оценка влияния этого требования на доходность операторов и их возможности по обновлению парка.

Участники заседания также отметили, что, по мнению ФАС России, предложения об обязательном членстве операторов в единой СРО, ранее включенные в проект Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2025 года, содержат признаки картелей, что противоречит законодательству о защите конкуренции (письмо ФАС России от 02.03.2018 г. №АР/14224-ПР/18).

Обеспечение вывоза особо значимых грузов.
Для оценки влияния предлагаемого изменения на всех участников рынка до нормативного введения понятия особо значимых грузов необходимо проработать:
1) критерии определения особо значимых грузов и порядок формирования их перечня – в каких случаях или для каких целей/грузополучателей груз будет получать статус особо значимого; кто будет иметь право инициировать внесение грузов в такой перечень и исключение из него; как и кем будет приниматься соответствующее решение; на какой срок грузы могут включаться в перечень;
2) порядок обеспечения вывоза особо значимых грузов, который должен определять в том числе: (а) регламент запроса необходимого парка у операторов, (б) механизм определения ставок, (в) штрафные санкции за нарушение операторами требования о перевозки особо значимых грузов, (г) порядок предоставления таким грузам приоритетности перевозки.

Дополнительная ответственность операторов.
Распространение ответственности по обеспечению безопасности на операторов требует оценки влияния данного изменения в части: (а) объема дополнительных мероприятий и (б) издержек операторов по обеспечению безопасности.

2. В части требований к перевозчикам.

Отмена услуги локомотивной тяги может привести: (а) к дополнительным расходам для частных пассажирских перевозчиков при переходе на аренду локомотивов и (б) к затруднениям с организацией перевозки у пассажирских перевозчиков, вагоны которых сейчас присоединяются в состав других поездных формирований.
В этой связи необходимо получить дополнительные комментарии от ОАО «РЖД» касательно оценки возможных экономических последствий данного предложения для участников рынка:
- механизмы обеспечения доступности услуги аренды локомотивов для всех перевозчиков и порядок определения арендной ставки с учетом специфики полигона курсирования и типа локомотива;
- порядок работы частных пассажирских перевозчиков, вагоны которых присоединяются в состав других поездных формирований.

3. Изменение порядка подачи и уборка вагонов.

Данные предложения несут риски и дополнительные расходы для операторов, грузоотправителей и грузополучателей, вытекающие из необходимости получения дополнительных услуг со стороны ОАО «РЖД» по коммерческой и технической приемке вагонов и требуют дополнительных комментариев по следующим вопросам:

Перенос ответственности на владельцев вагонов и грузополучателей:
1) как операторы смогут обеспечить выполнение обязательств по подаче технически исправных вагонов, если доставка вагонов относится к обязательствам ОАО «РЖД»;
2) планирует ли ОАО «РЖД» предоставлять владельцам вагонов дополнительную услугу по контролю технического состояния вагонов, подаваемых под погрузку;
3) как будет организована и практически осуществляться проверка коммерческой пригодности вагонов после разгрузки с учетом переноса ответственности за обеспечение коммерческой пригодности на грузополучателей;
4) объем дополнительных затрат операторов и грузоотправителей в связи с переносом ответственности на владельцев вагонов.

Установление норм времени на погрузку/разгрузку вагонов на путях необщего пользования:
1) порядок установления и контроля выполнения технологических норм времени погрузки и выгрузки вагонов, которые должны быть прописаны в договоре на перевозку, и размер санкций за их несоблюдение;
2) кто будет получателем возможных штрафов с учетом того, что нахождение вагонов на путях необщего пользования является предметом договорных отношений между владельцем путей необщего пользования, оператором и грузоотправителем/грузополучателем.

4. Изменение правил перевозки грузобагажа.

Предложение ОАО «РЖД» может быть поддержано при условии сохранения возможности перевозки багажа и грузобагажа в пассажирском сообщении. В этом случае расширяется количество станций, между которыми может осуществляться перевозка (появляется возможность перевозки багажа между станциями, открытыми для грузовых операций), что делает услугу по перевозке грузобагажа доступнее для потребителей.
При этом полный перевод перевозок грузобагажа в грузовое сообщение может привести к росту стоимости перевозки и снижению скорости доставки (из-за меньшей скорости грузовых поездов), что может иметь неблагоприятные социальные и экономические эффекты (например, снижение объемов перевозки) и требует дополнительной проработки.

5. Формирование особых условий доступа для инвесторов в развитие железнодорожной инфраструктуры и портовых мощностей, особый порядок организации перевозки на участках сети с «ограниченными пропускными и провозными способностями».

Позиция Совета потребителей по аналогичным инициативам ранее уже была отражена в экспертных заключениях Совета на предложения ОАО «РЖД» по совершенствованию механизмов приема и исполнения заявок грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, и в экспертном заключении на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления инвестиционных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

Актуализированную позицию по указанным вопросам с учетом комментариев ОАО «РЖД» Совет потребителей подготовит в ближайшее время.
90265

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма