Обсуждение инициатив ОАО «РЖД» по внесению изменений в Устав и Федеральный закон о железнодорожном транспорте в Российской Федерации

Обсуждение инициатив ОАО «РЖД» по внесению изменений в Устав и Федеральный закон о железнодорожном транспорте в Российской Федерации

17 июня 2019

На заседании, состоявшемся 17 июня 2019 года, Совет потребителей рассмотрел подготовленный ОАО «РЖД» проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Совет потребителей отметил, что предложения ОАО «РЖД» затрагивают широкий спектр вопросов функционирования железнодорожного транспорта и направлены на:
1) определение правового статуса операторов железнодорожного подвижного состава;
2) изменение требований к перевозчику;
3) перераспределение ответственности между участниками перевозочного процесса при подаче и уборке вагонов;
4) изменение правил перевозки грузобагажа;
5) формирование специальных условий доступа для инвесторов в развитие железнодорожной инфраструктуры и портовых мощностей;
6) закрепление особого порядка организации перевозки на участках сети с «ограниченными пропускными и провозными способностями».

Статус, права и обязанности операторов железнодорожного подвижного состава.

Единая саморегулируемая организация операторов (далее – СРО) и предоставление вагонов на недискриминационной основе.

По мнению Совета потребителей предлагаемые в законопроекте изменения, направленные на формирование единых стандартов работы операторов грузовых вагонов, не в полной мере учитывают специфику работы компаний сектора, в частности, размер парка и объем операций разных групп операторов, их основную клиентскую базу. Например, в сегменте оперирования грузовых вагонов есть две разные по клиентской базе группы: (1) рыночные игроки, предоставляющие подвижной состав широкому кругу грузоотправителей, и (2) кэптивные операторы, которые фактически являются «транспортными цехами» крупных холдингов и, фактически, не оказывают услуг сторонним заказчикам. В этой связи предлагается:
- оценить влияние предлагаемых изменений на различные группы операторов, в том числе, влияние создания единой СРО на конкуренцию и арендные ставки на подвижной состав;
- определить условия и правила предоставления вагонов на недискриминационной основе;
- провести анализ влияния требования о предоставлении вагонов на недискриминационной основе на вывоз грузов крупными грузоотправителями, операторы которых будут вынуждены отвлекать парк на обслуживание третьих лиц, в том числе в контексте выполнения целевых показателей долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года;
- проработать практическую реализацию требования о предоставлении вагонов на недискриминационной основе, например, в случае, когда заказчики готовы брать вагоны по более высоким ставкам или предлагают более выгодные условия (предоплата, длительный срок аренды и т.д.), и оценить влияние этого требования на доходность операторов и их возможности по обновлению парка.
Совет потребителей отметил, что по мнению ФАС России предложения об обязательном членстве операторов в единой СРО, ранее включенные в проект Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2025 года, содержат признаки картелей и противоречат законодательству о защите конкуренции.

Обеспечение вывоза особо значимых грузов.
По мнению Совета потребителей введение понятия особо значимых грузов потребует проработки ряда вопросов, которые целесообразно рассматривать совместно с предлагаемыми изменениями, включая:
- критерии определения особо значимых грузов и порядок формирования их перечня: в каких случаях или для каких целей и для каких грузовладельцев груз будет получать статус особо значимого; кто будет иметь право инициировать внесение грузов в такой перечень и исключение из него; как и кем будет приниматься соответствующее решение; на какой срок грузы могут включаться в перечень;
- порядок обеспечения вывоза особо значимых грузов, который должен определять в том числе (а) регламент запроса необходимого парка у операторов, (б) механизм определения ставок, (в) штрафные санкции за нарушение операторами требования о перевозке особо значимых грузов, (г) порядок предоставления таким грузам приоритетности перевозки.

Дополнительная ответственность операторов.
Для оценки влияния данного изменения на участников рынка Совет потребителей предложил уточнить какие дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности, например, по установке информационных систем и дополнительных аппаратных средств контроля безопасности движения, необходимо будет реализовать операторам. Это позволит оценить дополнительные издержки операторов и их влияние на стоимость перевозки.

Требования к перевозчикам.

Предлагаемые в законопроекте изменения направлены на более точное разраничение ответственности между перевозчиками и ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры; для того чтобы перевозчики несли всю ответственность за перевозку у них должны быть не только вагоны, но и локомотивы (на том или ином праве), которые являются неотъемлемой частью перевозочного процесса.
Совет потребителей в целом поддержал целесообразность установления прозрачного разграничения ответственности между участниками перевозочного процесса. При этом для формирования полной картины влияния отмены услуги локомотивной тяги для частных пассажирских перевозчиков предлагается уточнить:
(а) как изменится стоимость локомотивной тяги при переходе на аренду локомотивов и какой будет порядок определения арендной ставки с учетом специфики полигона курсирования и типа локомотива;
(б) как в новых условиях будет организована работа пасажирских перевозчиков, вагоны которых сейчас присоединяются в состав других поездных формирований.

Изменение порядка подачи и уборки вагонов.

Согласно предлагаемым изменениям на владельца вагонов (с перевозчика) переносится обязанность по контролю подачи под погрузку технически исправных вагонов, затраты по которым сейчас включены в среднесетевой тариф и технологически выполняются сотрудниками ОАО «РЖД». Для оценки дополнительной финансовой нагрузки на операторов, грузоотправителей и грузополучателей Совет потребителей предложил представить пояснения по следующим вопросам:

Перенос ответственности на владельцев вагонов и грузополучателей.
- как операторы смогут обеспечить выполнение обязательств по подаче технически исправных вагонов, если доставка вагонов относится к обязательствам ОАО «РЖД»;
- планирует ли ОАО «РЖД» предоставлять владельцам вагонов дополнительную услугу по контролю технического состояния вагонов, подаваемых под погрузку;
- как будет организована и практически осуществляться проверка коммерческой пригодности вагонов после разгрузки с учетом переноса ответственности за обеспечение коммерческой пригодности на грузополучателей;
- каким будет объем дополнительных затрат операторов и грузоотправителей в связи с переносом ответственности на владельцев вагонов;
- как исключение обязанности ОАО «РЖД» по контролю технической и коммерческой пригодности порожних вагонов повлияет на затраты перевозчика и среднесетевой тариф.

Установление норм времени на погрузку/разгрузку вагонов на путях необщего пользования.
- кто будет получателем возможных штрафов с учетом того, что нахождение вагонов на путях необщего пользования является предметом договорных отношений между владельцем путей необщего пользования, оператором и грузоотправителем/грузополучателем;
- каким будет порядок установления и контроля выполнения технологических норм времени погрузки и выгрузки вагонов, которые должны быть прописаны в договоре на перевозку, и размер санкций за их несоблюдение.

Изменение правил перевозки грузобагажа.

В соответствии с комментариями ОАО «РЖД» в настоящее время Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрена возможность передвижения почтово-багажных вагонов только в рамках пассажирского движения между станциями, открытыми по знаку «П» Тарифного руководства №4 (прием-выдача багажа). Предлагаемые изменения позволяют перевозить грузобагаж в составе грузовых поездов между станциями, открытыми для выполнения грузовых операций.
По мнению Совета потребителей при условии сохранения возможности перевозки багажа и грузобагажа в пассажирском сообщении предлагаемое ОАО «РЖД» изменение расширяет доступность услуги по перевозке грузобагажа и может быть поддержано.
При этом Совет потребителей отметил, что полный перевод перевозок грузобагажа в грузовое сообщение может привести к росту стоимости перевозки и снижению скорости доставки (из-за меньшей скорости грузовых поездов), что может иметь неблагоприятные социальные и экономические эффекты (например, снижение объемов перевозки) и требует дополнительной проработки.

Формирование специальных условий доступа для инвесторов в развитие железнодорожной инфраструктуры и портовых мощностей. Особый порядок организации перевозки на участках сети с «ограниченными пропускными и провозными способностями».

По мнению Совета потребителей есть ряд вопросов, связанных с практической реализацией предлагаемых изменений, которые были высказаны Советом потребителей ранее на аналогичные предложения ОАО «РЖД» и Министерства экономического развития Российской Федерации и уже были отражены в экспертных заключениях Совета на предложения ОАО «РЖД» по совершенствованию механизмов приема и исполнения заявок грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, и в экспертном заключении на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления инвестиционных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации». Без их проработки оценить приемлемость предлагаемых изменений невозможно.
649

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма