О проработке возможных подходов приоритизации доступа к железнодорожной инфраструктуре

О проработке возможных подходов приоритизации доступа к железнодорожной инфраструктуре

22 сентября 2020

22 сентября 2020 года состоялось заседание Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» Совета потребителей, на котором был рассмотрен вопрос проработки возможных подходов к приоритизации доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Представитель ОАО «РЖД» отметил, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 г. № 734, закреплен порядок перевозок грузов железнодорожным транспортом по лимитирующим участкам. Очередность перевозок грузов, закрепленная в данном документе, определена с учётом необходимости неукоснительного выполнения государством социальных обязательств. При этом на сегодняшний день особый порядок (методика) планирования вывоза объемов угольной продукции существует только в восточном направлении. Возможным направлением приоритизации доступа к услуге перевозки является выработка предложений о планировании перевозок, в том числе с учетом класса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Это будет способствовать повышению удовлетворенности пользователей услуг железнодорожного транспорта и повышению эффективности перевозок грузов не только для ОАО «РЖД», но и для государства в целом.

Представитель Минэнерго России, присутствующий на заседании, отметил, что позиция министерства о приоритете любых внутренних перевозок перед экспортными отражена в принятом Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 г. № 734. При этом он отметил целесообразность проведения аналогичной работы, которая была проведена Минэнерго России при принятии Программы развития угольной промышленности до 2035 года, с Минсельхозом России, Минпромторгом России, Минприроды России и т.д.

По мнению членов и экспертов Комитета, для всех участников рынка важно сохранить принцип недискриминационного доступа к инфраструктуре. Введение приоритетов возможно только в условиях дефицита провозной способности и на ограниченное время – до снятия инфраструктурных ограничений. Для этого должен быть разработан график снятия таких ограничений с учетом реализуемой ОАО «РЖД» инвестиционной программы.

Участники заседания отметили, что в 2020 году наблюдаются ограничения, связанные с вывозом грузов в основном в восточном направлении, согласившись, что в западном направлении проблем с доступом к услуге перевозки нет. По данным членов и экспертов Комитета ограничения в восточном направлении, прежде всего, связаны с вывозом новых объемов, в том числе, высокодоходных для ОАО «РЖД» грузов – металлы, контейнеры, нефтегрузы.
В качестве примера представители ООО «Трансойл» отметили, что 14% вагонов, заадресованных на дороги востока с Омского НПЗ в летние месяцы текущего года, простаивали в ожидании отправки более суток, а по отдельным вагонам простой превышал 4 суток. По оценкам ООО «Трансойл», до принятия правил приоритетного доступа такие простои не носили системного характера. Производители минеральных удобрений в части отправок в направлении Восточного полигона также отметили трудности с их своевременным оформлением.

По итогам обсуждения сложившейся ситуации с вывозом грузов, участники заседания согласились с необходимостью оценить объем грузов, который сейчас не вывозится по всем направлениям, и объем грузов, который может быть предъявлен в перспективе, а также сформировать реальную картину потенциальных грузопотоков, которые в дальнейшем «наложить» на перспективные пропускные способности ОАО «РЖД».

Члены Комитета и эксперты отметили, что снижение объемов вывоза угля в западном направлении происходит за счет объемов, которые ранее направлялись в порты Прибалтики. По оценкам членов и экспертов Комитета на данный момент свободных мощностей в портах Северо-Запада практически нет, запас мощностей есть только в портах Азово-Черноморского бассейна (п. Тамань).
Для оценки возможности переориентации грузов на западное направление необходимо совместно с ОАО «РЖД» провести анализ пропускных и провозных способностей инфраструктуры и свободных портовых мощностей. Дополнительно предлагается запросить грузоотправителей, какие грузы и в каком объеме они готовы переориентировать с востока на запад и на каких условиях.

В ходе обсуждения члены Комитета и эксперты предложили при установлении приоритетов исходить из общего эффекта для экономики и соотносить эффект с затратами на вывоз этих объемов. В этом смысле решение о вывозе и возможных приоритетах логично основывать не на экономике самой компании, а на макроэкономических эффектах для экономики страны.
При этом в расчет могут приниматься не только прямые эффекты (налоговые поступления или вклад в ВВП), но и социальные факторы (например, обеспечение занятости и необходимые меры социальной поддержки).
По мнению членов Комитета, за счет получаемого эффекта государство может стимулировать вывоз тех или иных грузов, поддерживать их перевозку на менее загруженных направлениях.

Члены и эксперты Комитета согласились, что важным условием при установлении приоритетов является сохранение сбалансированности модели ОАО «РЖД» – экономика компании не должна зависеть от класса перевозимого груза. Для этого нужно корректно рассчитать необходимую валовую выручку компании с учетом операционных расходов на перевозку, необходимых источников финансирования инвестиций в поддержание и реализацию проектов развития.

Также было отмечено, что вопрос приоритизации перевозок должен быть увязан с инвестиционной программой ОАО «РЖД» и планами по развитию инфраструктуры. При формировании источников финансирования инвестиций предлагается исходить из коммерческого и бюджетного эффекта от их реализации.

В связи с этим члены и эксперты Комитета считают необходимым получить от ОАО «РЖД» инвестиционную программу до 2025-2030 гг., планы по увеличению провозной и пропускной способности по основным направлениям, планы по вывозу в разрезе грузов и направлений, оценку эффектов от реализации проектов.

По итогам заседания было решено совместно с АНО «ИПЕМ» сформировать предложения по оценке эффектов для государства от перевозок грузов ОАО «РЖД» с учетом предложений и комментариев членов Совета потребителей и экспертов.

Также было предложено запросить у членов и экспертов Совета потребителей, а также у отраслевых объединений следующую информацию:
- Какой объем грузов мог быть предъявлен к перевозке в 2020 году, но не был принят ОАО «РЖД» из-за инфраструктурных ограничений?
- Какой резерв роста объемов и по каким маршрутам (откуда-куда) есть на 2021 год при отсутствии инфраструктурных ограничений – насколько может быть увеличена погрузка при отсутствии инфраструктурных ограничений?
- Возможны ли альтернативные направления перевозки дополнительных объемов? Например, переориентация грузопотоков с восточного направления на западное. Какие для этого необходимы условия – тарифы, сроки доставки и т.д.?

Совету потребителей было рекомендовано запросить в ОАО «РЖД» следующую информацию:
- Инвестиционную программу ОАО «РЖД» до 2025-2030 гг.
- Анализ отклонений результатов работы за 2019-2020 гг. от ДПР. Обоснование корректировки прогнозов относительно ДПР.
- Текущую и перспективную (на 2025-2030 гг.) пропускную и провозную способность инфраструктуры по основным направлениям перевозок. Анализ прироста провозной способности, который будет обеспечен за счет реализации инвестиционных проектов.
- План перевозок различных грузов по родам грузов до 2030 г. в разрезе основных направлений, в том числе, с выделением объемов, которые будут вывозиться за счет дополнительной провозной способности.
- Оценку вклада дополнительных объемов перевозки в доходы/прибыль ОАО «РЖД».
- Оценку эффективности для ОАО «РЖД» (коммерческую эффективность) и государства (бюджетная эффективность) реализуемых инвестиционных проектов (в разрезе отдельных проектов).

3496

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма