О проекте технических требований к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу для ВСМ

О проекте технических требований к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу для ВСМ

20 мая 2020

20 мая 2020 года Комитет по вопросам пассажирских перевозок рассмотрел проект технических требований к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу для ВСМ, поступивший в Совет потребителей письмом Минпромторга России.

По мнению членов Комитета, Проект технических требований должен устанавливать базовые требования к подвижному составу, на основании которых на конкурсной основе с учетом специфики конкретного проекта ВСМ (его географии, перспективного пассажиропотока и т.п.) будет выбираться оптимальный из максимально широкого круга предложений.
Такой подход позволит оптимизировать затраты по проектам ВСМ, что в итоге обеспечит пассажирам оптимальное соотношение цены и комфорта при безусловном выполнении всех требований по безопасности поездки.

Обоснование выбранных технических требований
Члены Комитета отмечают, что Проект содержит ряд технических требований, которые могут сокращать доступные варианты подвижного состава для перспективных проектов ВСМ, и поэтому требуют дополнительного обоснования:

Проектом предусматривается, что электропоезда должны обеспечивать максимальную конструкционную скорость 360 км/час и до 400 км/час – на отдельных участках.

Мировой опыт эксплуатации высокоскоростных поездов показывает, что увеличение максимальной скорости свыше 300 км/час ведет к значительному удорожанию подвижного состава для перевозчика, а также росту затрат на строительство и эксплуатацию линий ВСМ. При этом качественные эффекты для пассажиров (в виде дополнительного сокращения времени в пути) в зависимости от протяженности маршрута могут быть ограничены.
С учетом этого члены Комитета считают целесообразным представить обоснование экономической целесообразности установления требования по максимальной конструкционной скорости с учетом планов строительства линий, где скорости свыше 300 км/час будут востребованы пассажирами, готовыми компенсировать владельцу/оператору ВСМ дополнительные затраты в цене билета.

Проект устанавливает обязательную двухсистемность поездов.

Обеспечение двухсистемности поезда неизбежно ведет к удорожанию стоимости его эксплуатации на всем жизненном цикле (как в части стоимости приобретения, так и сервисного обслуживания). При этом мировая практика показывает, что на специализированных ВСМ используется только один вид тока, чаще всего переменный.
Применение двусистемных поездов целесообразно в случае, если линия ВСМ будет использовать часть уже существующей инфраструктуры с другим видом тока. Такие технические решения определяются спецификой конкретного проекта ВСМ и могут устанавливаться в конкурсной документации на поставку подвижного состава.
С учетом этого установление требования об обязательной двухсистемности в Проекте технических требований представляется избыточным и требует дополнительного обоснования.

Требования, ограничивающие возможные технические решения, например, одноэтажность вагонов, тип вагона без системы наклона кузова, использование поездов только с распределенной тягой и т.д.

Члены Комитета считают, что установление ограничений, сокращающих число возможных технических решений и поставщиков, требует экономического или технологического обоснования, учитывая, что в мировой практике есть примеры использования на линиях ВСМ поездов, не соответствующих Проекту технических требований. Например, двухэтажный поезд TGV Duplex, эксплуатируемый во Франции на линиях с высоким пассажиропотоком, поезда ВСМ с вагонами с пассивным типом уклона производства компании Patentes Talgo S.L. (Испания).

Требования, относящиеся к коммерческой эксплуатации поездов
Раздел 8 «Санитарно-эпидемиологическая безопасность. Эргономика и комфорт» в Проекте технических требований содержит нормы, устанавливающие деление вагонов на классы, дополнительные требования к комфортности кресел, требование о предоставление доступа к сети Интернет, требование об организации питания в поезде, детских игровых зон, размещение торговых автоматов и т.п.
По мнению членов Комитета, подобные требования не имеют отношения к техническим и эксплуатационным характеристикам подвижного состава, а относятся к компетенции перевозчика, определяются его маркетинговой стратегией и, при необходимости, могут быть включены в конкурсную документацию на выбор поставщика для конкретной линии ВСМ.
Члены Комитета считают целесообразным пересмотреть данный раздел, сохранив в нем только нормы, относящиеся к безопасности перевозки, санитарно-гигиеническим требованиям и к минимально необходимому уровню комфорта и информирования пассажиров.
По итогам заседания Комитета решили рекомендовать Совету потребителей поддержать вышеуказанные замечания.

6130

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма