На заседании Совета потребителей рассмотрены изменения в ст.10 Устава ЖДТ, вопрос развития магнитолевитационных технологий в России, а также избраны заместитель Председателя Совета и представитель Совета в Комитете по стратегическому планированию РЖД

На заседании Совета потребителей рассмотрены изменения в ст.10 Устава ЖДТ, вопрос развития магнитолевитационных технологий в России, а также избраны заместитель Председателя Совета и представитель Совета в Комитете по стратегическому планированию РЖД

03 августа 2021

3 августа 2021 года на заседании Совета потребителей были рассмотрены проект ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», вопрос развития магнитолевитационных транспортных технологий в Российской Федерации, а также вопросы об избрании заместителя Председателя Совета потребителей и представителя Совета в Комитете по стратегическому планированию совета директоров ОАО «РЖД».

В соответствии с представленной редакцией проекта ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» обязанностью грузоотправителя является:

«производить уплату провозных платежей за перевозку установленных договором объемов перевозок грузов по согласованным маршрутам, независимо от того, были ли предъявлены грузы к перевозке. Указанные платежи не уплачиваются в случаях, если непредъявление грузов к перевозке произошло по причинам, не зависящим от действий/бездействий грузоотправителя, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы, о чем грузоотправитель уведомляет перевозчика. В этих случаях, взыскание провозных платежей за перевозку грузов может осуществляться перевозчиком только после проведения процедуры досудебного рассмотрения споров в порядке, предусмотренном настоящей статьей.».


В свою очередь перевозчик:
«в случае неприема грузов к перевозке в нарушение договора, несет ответственность, размер которой не подлежит снижению в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в размере суммы провозных платежей за перевозку непринятых к перевозке объемов грузов. Оплата сумм финансовой ответственности осуществляется с расчетного счета перевозчика безакцептно в добровольном порядке. Перевозчик освобождается от ответственности (полностью или частично) в случае, если грузы не были приняты к перевозке по причинам, зависящим от грузоотправителя, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы, о чем перевозчик обязан уведомить грузоотправителя. В этих случаях, взыскание с перевозчика сумм ответственности может осуществляться грузоотправителем только после проведения процедуры досудебного рассмотрения споров в порядке, предусмотренном настоящей статьей.».

Такие формулировки предполагают несимметричный механизм наступления ответственности сторон:

1. Возможность снижения размера ответственности перевозчика и невозможность снижения ответственности грузоотправителя
Ответственность перевозчика – платеж за неоказанную услугу – по своей сути является штрафом (неустойкой). Такой штраф может быть снижен по решению суда (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»), если он не соответствует размеру ущерба, даже если в законе содержится норма об обратном.
Ответственность грузоотправителя прописана как платеж за перевозку вне зависимости от факта предъявления груза. Такой платеж не является штрафом по сути, и в законодательстве не предусмотрено оснований для его снижения.

2. Разный порядок получения средств
При непредъявлении груза перевозчик «автоматически» удерживает сумму из ранее полученной предоплаты грузоотправителя.
«Безакцептный добровольный порядок» взыскания с ОАО «РЖД» предполагает, что (1) грузоотправитель должен обратиться в банк и доказать обоснованность списания средств ОАО «РЖД», а (2) такое списание средств может произойти, только если это заранее предусмотрено в двусторонних договорах между перевозчиком и банком.
При этом Совет потребителей отмечает, что (1) процедура доказательства обоснованности списания в законе не описана (отнесена на уровень будущих подзаконных актов), (2) доказательная база содержится в информационных системах перевозчика, к которым грузоотправитель не всегда имеет доступ.

Таким образом, Совет потребителей предлагает:

I. С учетом принципа полной симметричности ответственности в договорах, закрепленного протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Белоусова А.Р. от 18 мая 2021 г. №АБ-П50-91пр, зафиксировать в законопроекте идентичный подход к ответственности перевозчика и грузоотправителя:

Для перевозчика:
в случае неприема грузов к перевозке в нарушение условий договора, несет финансовую ответственность, размер которой не подлежит снижению в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в размере суммы провозных платежей за перевозку непринятых к перевозке объемов грузов. Оплата сумм финансовой ответственности осуществляется с расчетного счета перевозчика безакцептно в добровольном порядке. Перевозчик освобождается от ответственности (полностью или частично) в случае, если грузы не были приняты к перевозке по причинам, зависящим от действий/бездействий грузоотправителя, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы, о чем перевозчик обязан уведомить грузоотправителя. В этих случаях, взыскание с перевозчика сумм ответственности может осуществляться грузоотправителем только после проведения процедуры досудебного рассмотрения споров в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Для грузоотправителя:
в случае непредъявления грузов к перевозке в нарушение условий договора несет финансовую ответственность, размер которой не подлежит снижению в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в размере суммы провозных платежей за перевозку непредъявленных к перевозке объемов грузов. Оплата сумм финансовой ответственности осуществляется с расчетного счета грузоотправителя безакцептно в добровольном порядке. Грузоотправитель освобождается от ответственности (полностью или частично) в случае, если грузы не были предъявлены к перевозке по причинам, не зависящим от действий/бездействий грузоотправителя, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы, о чем грузоотправитель обязан уведомить перевозчика. В этих случаях, взыскание с грузоотправителя сумм ответственности может осуществляться перевозчиком только после проведения процедуры досудебного рассмотрения споров в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

II. Проработать и закрепить в подзаконных актах условия и порядок доступа грузоотправителей к информации о перевозках для обеспечения симметричного доступа участников к доказательной базе, которая может использоваться при рассмотрении вопросов наступления ответственности сторон.

Также в соответствии с обращением Председателя Совета кластера «РосМаглев» Зайцева А.А., направленным в адрес Совета потребителей письмом Администрации Президента Российской Федерации, Совет потребителей рассмотрел вопрос развития магнитолевитационных транспортных технологий в России.

Совет потребителей отметил, что разработки поездов с применением Маглев в мире проводятся с 1970-1980 гг., но в настоящее время технология не нашла широкого применения.
Например, в Германии в 1980-х годах были построены две линии для поездов Маглев (M-Bahn в Берлине и испытательная линия в Эмсланде), которые в настоящее время не эксплуатируются. Сегодня поезда на магнитной подвеске эксплуатируются лишь на отдельных линиях в Японии, Китае, Южной Корее.
Основной причиной незначительного распространения технологии Маглев является ее высокая стоимость – дорогая инфраструктура и подвижной состав.
В связи с этим Совет потребителей считает целесообразным предварительно провести сравнительный анализ предлагаемых кластером «РосМаглев» технологических и технических решений с имеющимися мировыми аналогами и альтернативными видами транспорта (например, ВСМ) и подготовить технико-экономическое обоснование эффективности внедрения технологии Маглев в Российской Федерации, в том числе с пояснением за счет чего она будет дешевле аналогов.
Совет потребителей отметил, что готов оказать экспертную поддержку при подготовке обоснования целесообразности применения технологии Маглев в Российской Федерации.

Также на прошедшем заседании Совета члены Совета потребителей избрали Сергея Юрьевича Нарышкина заместителем Председателя Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО.

Кроме того, Совет потребителей избрал Дмитрия Георгиевича Комиссарова представителем Совета потребителей в Комитете по стратегическому планированию совета директоров ОАО «РЖД».
4475

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма