На заседании Совета потребителей рассмотрены результаты ТЦА по 6 объектам, вопросы дерегулирования пассажирских перевозок, а также Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона со сроками их реализации

На заседании Совета потребителей рассмотрены результаты ТЦА по 6 объектам, вопросы дерегулирования пассажирских перевозок, а также Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона со сроками их реализации

27 января 2020

27 января 2020 года состоялось заседание Совета потребителей, на котором были рассмотрены результаты ТЦА проектной документации по объектам Центрального транспортного узла и Октябрьской железной дороги, вопросы дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в дальнем следовании , а также Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона со сроками их реализации.

В ходе обсуждения результатов ТЦА объектов «Строительство III главного пути на участке Солнечная-Апрелевка с реконструкцией станций» и «Строительство IV главного пути на участке Москва-Сортировочная – Киевская – Апрелевка» в части подхода к формированию титулов проектов Совет потребителей отметил, что, хотя проекты имеют разные титулы, они технологически связаны (работы выполняются в одном месте, но с разными сроками строительства и ввода в эксплуатацию).
По мнению Совета потребителей, разделение технологически связанных проектов на отдельные титулы не всегда оптимально, поскольку может вести к избыточным расходам. В частности, ТЦА рассматриваемых объектов проводился разными аудиторскими компаниями. В результате аудиторы не всегда могут выделить возможные дублирующиеся работы и экономию от их оптимизации (например, на создание мест размещения строительных бригад – в случае выполнения работ одним подрядчиком, создание насыпи – при строительстве двух параллельных путей, часть насыпи одного пути может использоваться для последующего пути).

В части предпосылок по пассажиропотоку Совет потребителей отметил риск снижения пассажиропотока и, соответственно, размеров пассажирского движения на участке до аэропорта Внуково по сравнению с предусмотренным проектом «Строительства IV главного пути» из-за реализации проекта Правительства Москвы по продлению Солнцевской линии метро до аэропорта Внуково (переток пассажиров на новую ветку метро).
При проектировании IV главного пути не учтены перспективы развития микрорайона Ново-Переделкино. В частности, дальнейшее развитие данного микрорайона может потребовать увеличения количества пригородных поездов, следующих по маршрутам, пересекающимися с движением на участке «Москва-Сортировочная – Киевская – Апрелевка». В перспективе это создает риск снижения пропускной способности данного участка.
По проекту «Строительство цеха экипировки моторвагонного депо на станции Подмосковная» Совет потребителей отметил риск невыполнения целевых показателей по интервалу движения поездов на МЦК (предполагается снижение до 4 минут с текущих 12 минут) из-за необходимости пропуска поездов, следующих с внешнего радиуса кольца в/из депо, пересекая пути внутреннего радиуса МЦК.

В целом Советом потребителей были одобрены результаты технико-ценового аудита по представленным проектам. Однако Совет посчитал целесообразным рекомендовать ОАО «РЖД» провести дополнительную оценку возможного изменения пассажиропотока по проекту «Строительство IV главного пути на участке Москва-Сортировочная – Киевская –Апрелевка» с учетом влияния проектов по продлению Солнцевской линии метро до аэропорта Внуково и перспективного развития микрорайона Ново-Переделкино, а также провести дополнительный анализ влияния необходимости пропуска поездов в/из депо на станции Подмосковная на выполнение целевых интервалов движения на МЦК.
Также ОАО «РЖД» было рекомендовано рассмотреть возможность реализации технологически связанных проектов «Строительство III главного пути на участке Солнечная – Апрелевка (с реконструкцией станций) и «Строительство IV главного пути на участке Москва-Сортировочная – Киевская – Апрелевка» одним подрядчиком.
Кроме того, Совет потребителей рекомендовал ОАО «РЖД» по технологически связанным проектам в дальнейшем при проведении конкурсных процедур по выбору аудиторов выставлять такие проекты на конкурс одним лотом для повышения эффективности ТЦА и выявления возможного дублирования затрат при их реализации.

На заседании был также рассмотрен проект приказа ФАС России о дерегулировании перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, осуществляемых в плацкартных и общих вагонах в составе поездов дальнего следования ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «АК «Железные дороги Якутии», АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» по маршруту Москва – Санкт-Петербург и в обратном направлении.

Совет потребителей отметил, что поэтапное дерегулирование пассажирских перевозок, предложенное ФАС России, в целом может оказать положительное влияние на развитие конкуренции в сфере пассажирских железнодорожных перевозок и конкуренции между различными видами транспорта, что в итоге должно повысить доступность перевозок для пассажиров.

Вместе с тем, Совет потребителей отметил ряд вопросов, требующих дополнительного анализа:
- в пояснительной записке к проекту приказа отсутствует обоснование принимаемого решения с учетом анализа состояния конкуренции на предлагаемом экспериментальном маршруте (такой анализ должен быть проведен согласно приказу ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»);
- в материалах не представлена оценка влияния отмены регулирования тарифов на стоимость и объемы перевозки в плацкартных и общих вагонах по маршруту Москва – Санкт-Петербург и в обратном направлении;
По мнению Совета потребителей при отмене регулирования тарифов и отсутствия механизмов компенсации потерь перевозчикам существует риск сокращения объемов пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах из-за возможного роста стоимости проезда на данном направлении.
- проект приказа и пояснительные материалы не содержат информации о порядке предоставления субсидий перевозчикам при перевозке граждан, имеющих право на социальную помощь, в плацкартных и общих вагонах в составе маршрутов, в которые входит участок Москва – Санкт-Петербург (например, на маршруте Москва – Мурманск не понятны принципы расчета компенсации таких затрат перевозчикам).

В целом Совет потребителей поддерживает инициативу ФАС России по поэтапному дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в дальнем следовании при условии проведения предварительного анализа и обсуждения с участниками рынка и экспертами влияния данных инициатив на доступность услуги перевозки для пассажиров, финансовое состояние перевозчиков и ОАО «РЖД». Однако Совет потребителей отмечает целесообразность дополнительной проработки проекта приказа с учетом вышеперечисленных комментариев.

На заседании был также утвержден Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации (212 объектов), сформированный по итогам совместной работы Совета потребителей и ОАО «РЖД».

8166

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма