На заседании Совета потребителей рассмотрены проекты Правил перевозок грузов в открытом подвижном составе, перевозок грузов мелкими отправками, перевозок транспортных средств, а также актуальная версия проекта Правил перевозок грузов в контейнерах

На заседании Совета потребителей рассмотрены проекты Правил перевозок грузов в открытом подвижном составе, перевозок грузов мелкими отправками, перевозок транспортных средств, а также актуальная версия проекта Правил перевозок грузов в контейнерах

25 ноября 2019

25 ноября 2019 года состоялось заседание Совета потребителей, на котором были рассмотрены проекты приказов Минтранса России касательно Правил перевозок грузов в открытом подвижном составе, перевозок грузов мелкими отправками, перевозок транспортных средств, а также актуальная версия проекта Правил перевозок грузов в контейнерах и порожних контейнеров.

Совет потребителей в целом поддерживает проекты приказов Минтранса России, однако отмечает, что в документах есть несколько вопросов, требующих проработки.

Проектом Правил перевозок грузов в открытом подвижном составе вводится норма об исключении ответственности перевозчика за сохранность груза при неисполнении грузоотправителем обязанности перед погрузкой проверить вагон на исправность и принять дополнительные меры против просыпания.
В настоящее время в случае обнаружения грузополучателем утраты части груза после доставки он может предъявить претензии и взыскать штраф с перевозчика, который в порядке регресса может предъявить претензии грузоотправителю за ненадлежащую подготовку вагона. Таким образом, у перевозчика имеется мотивация для более тщательной проверки вагонов на предмет риска просыпания перед приемкой груза к перевозке. В предложенной редакции проекта Правил, по мнению Совета потребителей, такая мотивация утрачивается, что может негативно отразиться не только на сохранности груза, но и на безопасности движения.
Дополнительно Совет потребителей подчеркивает, что внесение изменений в Правила, снижающие ответственность перевозчика, противоречит действующему законодательству в сфере перевозок (ст. 793 ГК Российской Федерации, ст.118 Устава железнодорожного транспорта, определение Конституционного суда РФ от 02.02.2006 г. № 17-0), поскольку установление или исключение ответственности перевозчика не может являться предметом подзаконных актов.
Таким образом, Совет потребителей считает целесообразным исключить указанную норму из проекта Правил.

Также Совет потребителей отмечает избыточность требования о проставлении в транспортной накладной отметки о наличии у грузополучателей возможности привлечь и использовать в процессе выгрузки соответствующие средства разгрузки специализированных открытых, в том числе с глухим кузовом вагонов, что может повлечь, согласно проекту Правил, отказ в перевозке по причинам, не зависящим от грузоотправителя.

Кроме того, Совет потребителей указал на технологическую затруднительность исполнения требования о получении сертификата безопасности на лом, отходы черных и цветных металлов, сплавы из них в день перевозки, при этом датирование сертификата днем погрузки никак не влияет на безопасность перевозки.

Совет потребителей также отмечает, что некоторые положения проекта Правил требуют уточнения и актуализации, в частности: в документ необходимо добавить определение понятия «мелких фракций», привести формулировку положений об обеспечении сохранности грузов и вагонов в процессе уплотнения грузов механизированными установками в соответствие с требованиями ГОСТ 22235-2010 (не только в части уплотнения, а также в части требования по сохранности груза при погрузо-разгрузочных и маневровых работах), а нормы правил в части перевозки опасных грузов содержат ссылку на Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г., которые в настоящее время требуют актуализации.

Рассмотрев проект Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками, Совет потребителей отметил несколько вопросов, требующих проработки.

Введение проектом Правил требования «полной загрузки вагона» как условия перевозки грузов мелкими отправками создает риск невозможности перевозки грузов с малой плотностью (занимающих большой объем при малом весе), т.к. такие грузы физически не могут обеспечить полную загрузку.
Кроме того, не ясна цель введения такого требования. Совет потребителей считает, что владелец вагона и грузоотправитель должны иметь (и в настоящее время имеют) право определять количество перевозимого в вагоне груза. Иные правила перевозок грузов железнодорожным транспортом не содержат требования о перевозке вагонов исключительно порожними или полностью загруженными и представляется нелогичным, что правила перевозок грузов мелкими отправками должны быть исключением из общего подхода.

Также в проекте Правил из сферы оказания услуг по хранению грузов исключены лица, не являющиеся перевозчиком. Совет потребителей считает целесообразным определить порядок приема на хранение, сроки хранения груза, а также порядок расчета стоимости данной услуги, а также предусмотреть возможность оказания услуг по хранению грузов иными лицами.

Совет потребителей также предлагает сохранить имеющуюся в действующих Правилах возможность внесения перевозчиком в накладную дополнительных сведений о вагоне, контейнере и запорно-пломбировочных устройствах. Проект Правил вводит обязанность грузоотправителя вносить указанные сведения в накладную, при этом из всех грузоотправителей, перевозящих свой груз в вагоне по данной отправке, лишь один накладывает запорно-пломбировочное устройство. Учитывая, что грузоотправитель помещает свой груз на хранение до формирования партии груза, он может не обладать информацией о вагоне, контейнере, в котором перевозится его груз, и наложенных на него запорно-пломбировочных устройствах.

Совет потребителей также рассмотрел проект Правил перевозок автомобилей, автопоездов, прицепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии при перевозке в грузовых вагонах железнодорожным транспортом.

В настоящее время перевозки транспортных средств, в том числе сельскохозяйственной техники, а также грузов в них, регулируются приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. В отличие от проекта Правил действующий приказ регулирует железнодорожную перевозку более широкого круга техники, в том числе автобусов, троллейбусов, их кузовов, тракторов, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, мотоколясок и другой техники на колесном и гусеничном ходу. Совет потребителей считает, что исключение из предмета регулирования проекта Правил данных транспортных средств при одновременном признании утратившим силу вышеупомянутого действующего приказа МПС РФ приведет к возникновению пробела в правовом регулировании их перевозки.
Данный пробел, согласно комментариям разработчика, представленным в заключении Минэкономразвития России на проект Правил, планируется закрыть в 2019 году разработкой дополнительного нормативного правового акта, регламентирующего перевозку легковых, специальных автомобилей, автобусов, троллейбусов, их кузовов, тракторов, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, мотоколясок и другой техники на колесном и гусеничном ходу.
В тоже время на regulation.gov.ru проект указанного нормативного правового акта пока не размещен. Информация о его подготовке в Совет потребителей не поступала.

В этой связи Совет потребителей полагает, что действующий приказ необходимо либо актуализировать одновременно для всех видов техники, либо признать не подлежащим применению действующий приказ только в части перевозки автомобилей, автопоездов, прицепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии при перевозке в грузовых вагонах железнодорожным транспортом.

Рассмотрев актуализированную версию проекта Правил перевозок грузов в контейнерах и порожних контейнеров Совет потребителей отметил, что часть замечаний, которые ранее были высказаны Советом, учтены разработчиком. В частности, в доработанной редакции проекта Правил содержатся требования о соответствии контейнера Международной конвенции по безопасным контейнерам, об обязательной маркировке и наличии табличек на контейнерах, на необходимость которых ранее указывал Совет потребителей.

В тоже время в новой версии Правил сохраняется ряд вопросов, которые требуют доработки.

Совет потребителей отмечает отсутствие в проекте Правил понятия «контейнер» (оно есть в действующих приказах МПС и в первой редакции проекта Правил). Учитывая, что контейнер отличается от обычной тары, проходит установленные стандартами испытания и получает сертификат, что подтверждается табличкой на его борту, целесообразно включить в проект Правил определение понятия «контейнер», а в приложениях указать формы табличек (КБК и КТК), которые фактически являются паспортом контейнеров.

Проектом Правил предлагается отмена содержащегося в действующих Правилах (описано в отдельном приложении) и используемого также в действующем Прейскуранте № 10-01 разделения на универсальные и специализированные контейнеры. При этом создается ситуация, при которой нормы о порядке расчета платы за перевозку специализированных контейнеров, совпадающих по параметрам с универсальными, и специализированных контейнеров, не совпадающих по параметрам с универсальными (повагонные отправки), сохранятся только в Тарифном руководстве. Такое положение создает риск непрогнозируемого изменения условий перевозки грузов в контейнерах и порожних контейнеров, включая цену перевозки.
По мнению Совета потребителей, целесообразно сохранить приложение из действующих правил перевозок грузов, которые содержат информацию о типах и родах подвижного состава, а также о типах контейнеров, синхронизировав перечень типов контейнеров с Прейскурантом № 10-01.

Совет потребителей также предлагает дополнительно проработать вопрос допущения опоры контейнеров на железнодорожную платформу тремя, а не четырьмя нижними угловыми фитингами с учетом размера контейнера, его загрузки, скорости перевозки и т.п.

Кроме того, с целью повышению эффективности работы контейнерных поездов, а также для решения задачи по снижению порожнего пробега полувагонов Совет потребителей предлагает дополнительно рассмотреть вопрос об изменении редакции п. 18 проекта Правил в части включения в состав контейнерных поездов вагонов с контрейлером (контрейлерами), а также о возможности перевозки контейнеров в универсальных полувагонах.

Совет потребителей на заседании также поддержал ранее высказанную позицию по проекту постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил установления инвестиционных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, отметив, что актуализированная версия проекта постановления не учитывает замечаний Совета потребителей.

9901

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма