На совместном заседании Комитетов Совета потребителей был рассмотрен вопрос развития магнитолевитационных транспортных технологий в России

На совместном заседании Комитетов Совета потребителей был рассмотрен вопрос развития магнитолевитационных транспортных технологий в России

14 мая 2021

Руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ФГБОУ ВО ПГУПС, председатель Совета Кластера «РосМаглев» Зайцев А.А. ознакомил членов Комитетов и приглашенных экспертов с презентацией «Транспорт для бизнеса в 21 веке».

Текущий статус проработки вопроса применения магнитолевитационной технологии
В Российской Федерации создан научно-образовательный инженерный кластер «Российский Маглев», в состав которого вошли различные научно-исследовательские и образовательные учреждения и промышленные организации, включая ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», АО «НИИЭФА им. Д.Ф.Ефремова (Росатом) и другие. Ключевой целью деятельности Кластера является создание магнитолевитационной транспортной системы (далее – Маглев), предназначенной как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.
К настоящему времени уже разработана, апробирована на математических и натуральных моделях и запатентована Российская магнитолевитационная транспортная система на принципе комбинированного электромагнитодинамического подвешивания (ЭМДП).

Преимущества разработанной системы
По предварительным оценкам «Росмаглев» преимуществами вышеуказанной системы являются: - существование непрерывной левитации независимо от скорости движения;
- низкие расходы электроэнергии;
- многофункциональность, в т.ч. возможность ее применения к транспортно-магистральным перевозкам, промышленным грузовым перевозкам, конвейерным перевозкам, лифтам, локальным, пригородным, городским перевозкам пассажиров;
- возможность функционирования технологии Маглев в любых погодных условиях, в том числе неблагоприятных;
- экологическая безопасность;
- высокая скорость движения поездов (до 500 – 600 км/ч).
В целом, по оценкам разработчиков, Маглев технология потенциально позволяет снизить энергопотребление транспортной системы, оптимизировать капитальные затраты на ее создание, добиться высокой экономической эффективности перевозок по сравнению с традиционными видами транспорта.

Предлагаемые инициативы
С учетом вышесказанного Совету потребителей было предложено поддержать инициативу:
- внесения в Национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» отдельного проекта: «Создание магнитолевитационной транспортной системы»,
- дополнения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. положениями о магнитолевитационном транспорте,
- разработки новой редакции Типовых правил пользования и правил технической эксплуатации монорельсового транспорта с внесением дополнения «монорельсовый транспорт с использованием магнитолевитационной технологии».

Обсуждение Маглев технологии с членами и экспертами Комитетов
Председателем Совета Кластера «РосМаглев» Зайцевым А.А. были представлены следующие дополнительные пояснения на вопросы членов и экспертов Комитетов:

В части увязки с существующей железнодорожной транспортной системой
- сеть Маглев является отдельной транспортной системой, напрямую не связанной с существующей сетью железных дорог и действующими инфраструктурными объектами;
- для максимальной эффективности его применения необходима логистическая интеграция с существующим железнодорожным транспортом.

В части стоимости строительства и возможных перспективных направлениях
- существуют разработанные проекты создания линий Маглев, в частности, для Москвы (Домодедово-Царицыно), Санкт-Петербурга, порта Бронка и другие;
- Оценка стоимости строительства линии Москва – Санкт-Петербург по технологии Маглев сопоставима по стоимости строительства железнодорожной линии (колесо-рельс) на данном направлении. При этом линии Маглев могут обеспечить более высокие потребительские качества перевозки (в частности, за счет более высокой скорости, более плавного хода и меньшего шума).
- в ходе обсуждения членами Комитетов и экспертами концепция развития технологии Маглев в целом была поддержана по следующим причинам. Проводимая работа по созданию и внедрению магнитолевитационных разработок соответствует мировым инновационным трендам на транспорте (подобные проекты развиваются в Японии, Южной Корее, Китае);
- для пассажирского транспорта технология Маглев имеет ряд преимуществ по сравнению с железнодорожным транспортом, в частности: исключение проблем и нестыковок с существующей застройкой и инфраструктурой за счет движения по эстакадам, увеличение маршрутной скорости за счет высадки/посадки пассажиров в одном уровне, что не всегда достижимо на существующем пассажирском железнодорожном транспорте;
- Маглев – это не только транспортный проект, но и инновационный проект, наработки которого могут использоваться в различных сферах помимо транспортной;

При этом членами и экспертами Комитетов были высказаны следующие мнения:
- для принятия принципиальных решений о внедрении технологии Маглев в Российской Федерации в пассажирских и грузовых перевозках необходимо пройти этап полномасштабных испытаний и опытной эксплуатации данной технологии в предполагаемых перспективных сегментах перевозок в различных условиях эксплуатации;
- в качестве возможных маршрутов апробации возможностей и особенностей технологии, в т.ч. позволяющих эксплуатировать транспорт под большим углом уклона, члены и эксперты Комитетов предлагают рассмотреть, например, участки (1) аэропорт Анапа – Новороссийск – Геленджик, или, (2) Пулково – Экспофорум – метро Шушары – Обухово.
- в целом обсуждение возможных подходов дальнейшего продвижения технологии Маглев в Российской Федерации (в т.ч. такие вопросы как: а) включение разработки технологии Маглев в план перспективных исследований в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., б) оказание государственной поддержки НИОКР, в) формирование консорциумов заинтересованных инвесторов, г) создание полигонов опытной эксплуатации технологии для отработки всех технических решений и т.д.), представляется целесообразным вынести на рассмотрение Комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт».
2231

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма