Комитет по вопросам грузовых перевозок рассмотрел изменения в Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте

Комитет по вопросам грузовых перевозок рассмотрел изменения в Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте

07 сентября 2022

7 сентября 2022 года Комитет по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей рассмотрел проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте», подготовленного ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» сообщило о наличии профицита грузовых вагонов на сети железных дорог, который в настоящее время составляет 126 тысяч вагонов. При этом по данным ОАО «РЖД» основная доля излишнего парка вагонов (68,7%, 86,6 тыс. вагонов) размещена на двух особо грузонапряженных направлениях: Юго-Западном и Восточном, а также в местах массовой погрузки в границах Западно-Сибирской железной дороги.
Сейчас согласно статье 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ОАО «РЖД» может перемещать невостребованные порожние вагоны с припортовых железнодорожных станций на иные железнодорожные станции, определенные владельцем инфраструктуры.
Вместе с тем ОАО «РЖД» сообщило, что возможности по передислокации порожних вагонов с припортовых станций ограничены из-за отсутствия свободных путей для отстоя в пределах 500 км – 1000 км от станций перемещения (предельная дальность перемещения по действующим нормативным актам). По информации ОАО «РЖД» в рамках действующего механизма за 6 месяцев 2022 года с припортовых станций перемещено на другие станции только 914 порожних грузовых вагонов.

ОАО «РЖД» предлагает расширить возможности перемещения порожних вагонов через внесение изменений в Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте о признании всех станций по маршруту следования грузов в международном сообщении либо во внутреннем сообщении станций технологически связанными с портами.
Перечень станций, с которых ОАО «РЖД» сможет перемещать порожние грузовые вагоны, предлагается формировать Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
По мнению ОАО «РЖД», это позволит разгрузить инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе улучшить работу пограничных передаточных станций на Восточном полигоне, и сделать работу как ОАО «РЖД», так и пользователей услуг железнодорожного транспорта более ритмичной.
В то же время ОАО «РЖД» не конкретизированы вопросы по перечню станций, с которых планируется перемещать вагоны, и перечню станций, на которые планируется перемещать, о критериях выбора данных станций и порядке подтверждения наличия технологических затруднений на них, о количестве вагонов, простаивающих без перевозочных документов с привязкой к станциям, по анализу причин накопления вагонов.

В ходе обсуждения члены и эксперты Комитета отметили, что на отдельных станциях могут быть сложности с организацией работы из-за длительно простаивающих порожних вагонов. При этом причины простоя вагонов следует отдельно проанализировать.
Также членами и экспертами Комитета указано, что ОАО «РЖД» обладает достаточным инструментарием для обеспечения управления перевозочным процессом и недопущения простоя вагонов без документов на станциях, помимо предлагаемой возможности перемещения порожних вагонов со всех станций инфраструктуры:
- нормативно закрепленный порядок приема вагонов к перевозке, предусматривающий прием порожних вагонов к перевозке исключительно под согласованные заявки на перевозку формы ГУ-12 грузоотправителя, в ремонт или отстой;
- установление платы за нахождение порожних вагонов без перевозочных документов на станции в 5-кратном размере;
- возможность введения конвенций на погрузку и перевозку в направлении отдельных станций;
- использование ОАО «РЖД» логического контроля и ограничение приема вагонов к перевозке в режиме реального времени и иные компетенции ОАО «РЖД».
Также ОАО «РЖД» организована работа со станциями, технологически связанными с портами через логистические центры, обеспечивающие взаимодействие с портами на основе заявок портов (в соответствии с нормативом оборота местного вагона).

Члены и эксперты Комитета отметили, что для оценки предложения ОАО «РЖД» по расширению возможностей передислокации порожних грузовых вагонов без оформленных перевозочных документов необходимо получить следующую информацию:
- перечень станций, на которых сейчас есть проблемы с длительно простаивающими порожними вагонами, объем и дислокация вагонов, простаивающих на этих станциях, анализ причин простоя вагонов на проблемных станциях. При этом использовать корректный правовой критерий – вагоны без перевозочных документов, не смешивая их с вагонами без грузовых операций;
- анализ причин невозможности решения проблем с простаивающими вагонами с использованием уже имеющихся у ОАО «РЖД» инструментов, включая анализ практики ОАО «РЖД» по взысканию прогрессивной платы за простой вагонов без перевозочных документов на станциях и по непредъявлению груза по согласованным заявкам;
- критерии формирования списка станций, с которых могут перемещаться порожние вагоны, и порядок подтверждения технологической связанности станций с портами и наличия технологических затруднений на них;
- критерии выбора и возможный перечень станций, на которые планируется перемещать вагоны;
- данные по загруженности инфраструктуры Восточного полигона и наличию возможности для длительного отстоя вагонов на предлагаемых ОАО «РЖД» станциях;
Получение указанной информации позволит Совету потребителей оценить масштаб проблемы, ее причины и влияние на пропускную и провозную способность сети, а также эффективность предлагаемого ОАО «РЖД» решения.
С учетом этого члены и эксперты Комитета предложили направить в ОАО «РЖД» запрос и после получения необходимой информации на примере 10-15 станций, планируемых к включению в Перечень станций, совместно с ОАО «РЖД» и Минтрансом России провести моделирование эффектов от расширения возможностей по перемещению порожних вагонов и оценить риски потребителей услуг.

Дополнительно члены и эксперты Комитета предложили при дальнейшем рассмотрении вопроса:
- для сохранения эффективной технологии сдвоенных операций (выгрузка/погрузка) не включать в Перечень станции, выполняющие сдвоенные операции;
- рассмотреть возможность согласования Перечня станций, с которых можно будет передислоцировать порожние грузовые вагоны, с профильными ФОИВами по сферам деятельности «якорных» грузоотправителей на станциях по аналогии с Росморпортом в действующей редакции;
- оценить необходимость внесения изменений в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в связи с предлагаемым расширением прав владельца инфраструктуры/перевозчика, регулируемых законом.

По результатам обсуждения члены и эксперты Комитета отметили необходимость проведения дополнительного анализа предложений ОАО «РЖД» после получения обозначенной выше информации, в том числе с оценкой рисков потери управляемости вагонным парком при введении рассматриваемых изменений Правил перемещения грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, снижения эксплуатационных показателей работы, роста затрат на перевозку, отвлечения локомотивного парка на перевозку порожних вагонов, дополнительное занятие дефицитной инфраструктуры перевозками порожних вагонов.
По итогам заседания Комитета решили рекомендовать Совету потребителей направить в ОАО «РЖД» запрос о предоставлении дополнительной информации, а также направить в Минтранс России протокол заседания Комитета.

371

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма