9 августа 2022 года Комитет по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей рассмотрел
проект плана-графика мероприятий по проработке основных принципов формирования новой модели государственного тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок.
1. Сроки формирования новой тарифной модели
Правительство Российской Федерации (протокол от 12 ноября 2019 года № ДМ-П9-76пр) поручило Минэкономразвития России совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти и ОАО «РЖД» представить новую тарифную модель государственного тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок, вступающую в действие с 1 января 2026 года.
По информации ФАС России в настоящее время Минюст России отказывает ФАС России в регистрации приказов, предусматривающих внесение изменений в действующий Прейскурант № 10-01, и требует его переиздания согласно действующим стандартам нормотворчества. При этом переиздание Прейскуранта № 10-01 также невозможно, так как он содержит ссылки на нормативно-правовые акты, уже утратившие силу или незарегистрированные в Минюсте России, что не соответствует требованиям Минюста России. Кроме того, согласно действующему законодательству при переиздании Прейскуранта потребуется полный пересчет всех тарифов, что равносильно формированию новой тарифной модели.
Члены и эксперты Комитета отметили предложения ОАО «РЖД» по закреплению сроков мероприятий, связанных с донастройкой тарифной системы и переходом на новый Прейскурант, в течение 2022-2023 годов.
Вместе с тем в докладе по пункту 9 протокола совещания в Правительстве Российской Федерации от 12 ноября 2019 г. № ДМ-П9-76пр, приложенном к письму, Минэкономразвития России отмечает, что в условиях сложившейся внешнеполитической неопределенности ряд вопросов, проработанных ранее в рамках подготовки к формированию новой тарифной модели (прогноз грузовой базы, вариативная модель расчета стоимостной базы), требуют пересмотра и актуализации.
Члены и эксперты Комитета поддерживают позицию Минэкономразвития России о необходимости актуализации основных предпосылок тарифной модели и предлагают следующий подход к ее формированию:
Проработка базовых условий формирования тарифной модели:
1. Определение перечня операций (услуг), расходы на которые предлагаются к включению в тариф;
2. Разработка расчетной экономической модели ОАО «РЖД» (структуры и динамики затрат, инвестиционной программы, моделирование потребности в источниках ее финансирования) на основе текущих прогнозов ОАО «РЖД»;
Разработка новой тарифной модели:
3. Прогноз перспективных объемов перевозок, грузопотоков по основным номенклатурам грузов, перевозимых железнодорожным транспортом;
4. Актуализация экономической модели ОАО «РЖД» с учетом долгосрочных макроэкономических прогнозов и перспективных объемов перевозки;
5. Расчет параметров тарифной модели с оценкой чувствительности реального сектора экономики к тарифной нагрузке и влияния тарифных решений на грузоотправителей и ОАО «РЖД»;
6. Апробация новой тарифной модели в тестовом режиме с оценкой влияния на всех участников рынка и (при необходимости) внесение корректировок;
7. Нормативные процедуры по введению новой тарифной модели в действие.
По мнению членов и экспертов Комитета, в условиях текущей высокой волатильности на рынках объемы перевозок и параметры экономической модели ОАО «РЖД», которые являются основой для формирования новой тарифной модели, в среднесрочной перспективе являются трудно прогнозируемыми. Расчет этих параметров возможен после стабилизации макроэкономической ситуации и формирования новых устойчивых транспортных потоков (предположительно, не ранее 2023-2024 гг.).
Члены и эксперты Комитета считают, что в текущих условиях можно проработать базовые вопросы новой тарифной модели, построить расчетную экономическую модель ОАО «РЖД», а дальнейшее формирование тарифной модели возможно только после определения макроэкономических предпосылок, объемов перевозок и актуализации экономической модели ОАО «РЖД».
С учетом этого члены и эксперты Комитета предлагают определить состав и последовательность мероприятий, включенных в План-график, а конкретные сроки их реализации установить после стабилизации экономической ситуации.
2. Создание рабочей группы по проработке новой тарифной модели
Для проработки основных принципов формирования и функционирования новой тарифной модели члены и эксперты Комитета предлагают создать рабочую группу с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, ОАО «РЖД», основных участников рынка и научных организаций.
3. Определение базовых элементов новой тарифной модели
Члены и эксперты Комитета также считают важным при проведении работы по разработке новой тарифной модели определить:
а) цели и задачи новой тарифной модели (например, роль ОАО «РЖД» в новой тарифной модели – вывоз грузов или максимизация тарифной выручки компании; перечень отраслей, направлений, технологий перевозок, которые важно развивать и/или стимулировать);
б) основные методологические положения нового Прейскуранта, включая:
- перспективную структуру участников рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом, их взаимоотношения, права и обязанности;
- используемые технологии перевозок (в частности, вопросы движения ускоренных контейнерных поездов по пассажирским ниткам, контрейлерных поездов и прочее);
- вопросы перекрестного субсидирования по видам перевозок и по отдельным грузам;
- целевые сегменты транспортного рынка, подлежащие государственному тарифному регулированию;
- целесообразность заключения «сетевого контракта» с ОАО «РЖД» с определением целевых пропускных и провозных способностей.
По мнению членов и экспертов Комитета, при формировании новой тарифной модели необходимо также учитывать возможные изменения на рынке железнодорожных перевозок (например, изменение отношений участников, их ролей, задач отрасли).
В рамках обсуждения ОАО «РЖД» было предложено:
- при формировании тарифов не выделять отдельные составляющие (инфраструктурная, локомотивная), поскольку ОАО «РЖД» одновременно является перевозчиком и владельцем инфраструктуры;
Члены и эксперты Комитета отметили, что в действующем законодательстве (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. №643) предусмотрено выделение тарифных составляющих, и до изменения законодательства предлагается сохранить существующий подход с выделение тарифных составляющих.
- оценить целесообразность применения тарифов по конкретным маршрутам перевозок.
Члены и эксперты Комитета в целом поддержали целесообразность проведения расчета среднесетевого и помаршрутных тарифов и отметили, что решение о выборе подхода к тарификации должно осуществляться по итогам указанных расчетов.
Кроме того, члены и эксперты Комитета предложили уточнить отдельные формулировки представленных в Плане-графике мероприятий и дополнить План-график отдельными мероприятиями (выделено красным):
Наименование мероприятия |
Контрольные документы |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. Проработка базовых вопросов формирования новой тарифной модели |
1.1. Создание рабочей группы с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, ОАО «РЖД», основных участников рынка и научных организаций |
Распоряжение Правительства Российской Федерации |
|
Минэкономразвития России, ФАС России, Минтранс России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» |
1.2. Проработка Рабочей группой базовых вопросов формирования новой тарифной модели:
- формирование целей, задач и базовых методологических положений новой тарифной модели грузовых перевозок;
- разработка и согласование перечня операций (услуг), расходы на которые включены в тариф, в т.ч. движенческие и начально-конечные операции;
- формирование технологических нормативов оказания услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию;
- актуализация методологии раздельного учета доходов и расходов ОАО «РЖД». |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Рабочая группа |
1.3. Разработка расчетной экономической модели ОАО «РЖД» (определение структуры и динамики затрат, инвестиционной программы, моделирование потребности в источниках ее финансирования) на основе текущих прогнозов ОАО «РЖД» |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Рабочая группа |
2. Формирование прогноза объемов перевозок |
2.1. Прогноз развития мировых рынков по отраслям с прогнозом перспективных объемов грузопотоков на мировом рынке на основе оценки конкурентоспособности российских грузов, в региональном разрезе |
Аналитический отчет |
|
Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минтранс России, ОАО «РЖД»,Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», Научные организации |
2.2. Формирование прогноза грузовых железнодорожных перевозок на основе актуальных экономических прогнозов развития страны, а также:
- перспективной грузовой базы и грузопотоков, в т.ч. с учетом пункта 2.1 плана-графика;
- целевой пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта и потребностей в ее развитии. |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Рабочая группа |
3. Актуализация экономической модели ОАО «РЖД» (определение стоимостной базы тарифов) |
3.1. Определение стоимостной базы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (актуализация экономической модели ОАО «РЖД»), включая:
- определение базовой среднесетевой и помаршрутной себестоимости (полной и переменной) грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в целом и по каждой из тарифных составляющих, а также нормативной переменной себестоимости перевозки массовых грузов с учетом маршрутной скорости и фактического веса поезда;
- определение целей по финансовому результату ОАО «РЖД», исходя из обеспечения вывоза предъявляемых объемов перевозок, целевых показателей пропускной и провозной способностей, необходимых инвестиций компании для реализации мероприятий по развитию и модернизации железнодорожной отрасли под перспективные объемы и структуру перевозок. |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Рабочая группа |
4. Разработка и апробация новой тарифной модели |
4.1. Формирование концепции новой тарифной системы - параметрической модели, включая пооперационный состав тарифа, и методологии расчета составляющих тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Минэкономразвития России, ФАС России, Минтранс России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» |
4.2. Оценка чувствительности реального сектора экономики к тарифной нагрузке в увязке с оценкой влияния тарифных решений на ОАО «РЖД» |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Минэкономразвития России, ФАС России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Минпромторг России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» |
4.3. Определение уровня тарифов по конкретным грузам (группам грузов), обеспечивающего реализацию стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в части обеспечения стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой
безопасности. Оценка социально-экономических последствий изменения тарифной нагрузки по отраслям промышленности и (при необходимости) по ключевым грузоотправителям |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Минэкономразвития России, ФАС России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» |
4.4. Апробация новой тарифной модели в тестовом режиме |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
ОАО «РЖД», ФАС России, Минэкономразвития России, Минтранс России |
5. Ввод в действие новой тарифной модели |
5.1. Утверждение технологических нормативов оказания услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию. |
Приказы Минтранса России |
|
Минтранс России |
5.2. Разработка нового Прейскуранта № 10-01 на основании согласованной методологии формирования новой тарифной системы |
Проект нового Прейскуранта № 10-01 |
|
ФАС России, Минэкономразвития России, ОАО «РЖД» |
5.3. Введение в действие нового Прейскуранта № 10-01 |
Приказ ФАС России |
|
ФАС России |
6. Формирование концепции тарифного регулирования в других сегментах железнодорожных перевозок |
6.1. Формирование концепции новой системы нормативного регулирования услуг ППЖТ – выбор (определение) модели ценообразования (регулируемые тарифы или свободные нерегулируемые цены), включая выделение и дерегулирование (полное или частичное) локомотивной и инфраструктурной составляющих |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Рабочая группа |
6.2. Формирование концепции новой тарифной системы на услуги инфраструктуры в пассажирском комплексе |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
|
Рабочая группа |
383