Комитет по тарифам Совета потребителей рассмотрел проект плана-графика мероприятий по разработке новой тарифной модели

Комитет по тарифам Совета потребителей рассмотрел проект плана-графика мероприятий по разработке новой тарифной модели

29 августа 2022

9 августа 2022 года Комитет по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей рассмотрел проект плана-графика мероприятий по проработке основных принципов формирования новой модели государственного тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок.

1. Сроки формирования новой тарифной модели

Правительство Российской Федерации (протокол от 12 ноября 2019 года № ДМ-П9-76пр) поручило Минэкономразвития России совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти и ОАО «РЖД» представить новую тарифную модель государственного тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок, вступающую в действие с 1 января 2026 года.
По информации ФАС России в настоящее время Минюст России отказывает ФАС России в регистрации приказов, предусматривающих внесение изменений в действующий Прейскурант № 10-01, и требует его переиздания согласно действующим стандартам нормотворчества. При этом переиздание Прейскуранта № 10-01 также невозможно, так как он содержит ссылки на нормативно-правовые акты, уже утратившие силу или незарегистрированные в Минюсте России, что не соответствует требованиям Минюста России. Кроме того, согласно действующему законодательству при переиздании Прейскуранта потребуется полный пересчет всех тарифов, что равносильно формированию новой тарифной модели.
Члены и эксперты Комитета отметили предложения ОАО «РЖД» по закреплению сроков мероприятий, связанных с донастройкой тарифной системы и переходом на новый Прейскурант, в течение 2022-2023 годов.
Вместе с тем в докладе по пункту 9 протокола совещания в Правительстве Российской Федерации от 12 ноября 2019 г. № ДМ-П9-76пр, приложенном к письму, Минэкономразвития России отмечает, что в условиях сложившейся внешнеполитической неопределенности ряд вопросов, проработанных ранее в рамках подготовки к формированию новой тарифной модели (прогноз грузовой базы, вариативная модель расчета стоимостной базы), требуют пересмотра и актуализации.

Члены и эксперты Комитета поддерживают позицию Минэкономразвития России о необходимости актуализации основных предпосылок тарифной модели и предлагают следующий подход к ее формированию:
Проработка базовых условий формирования тарифной модели:
1. Определение перечня операций (услуг), расходы на которые предлагаются к включению в тариф;
2. Разработка расчетной экономической модели ОАО «РЖД» (структуры и динамики затрат, инвестиционной программы, моделирование потребности в источниках ее финансирования) на основе текущих прогнозов ОАО «РЖД»;
Разработка новой тарифной модели:
3. Прогноз перспективных объемов перевозок, грузопотоков по основным номенклатурам грузов, перевозимых железнодорожным транспортом;
4. Актуализация экономической модели ОАО «РЖД» с учетом долгосрочных макроэкономических прогнозов и перспективных объемов перевозки;
5. Расчет параметров тарифной модели с оценкой чувствительности реального сектора экономики к тарифной нагрузке и влияния тарифных решений на грузоотправителей и ОАО «РЖД»;
6. Апробация новой тарифной модели в тестовом режиме с оценкой влияния на всех участников рынка и (при необходимости) внесение корректировок;
7. Нормативные процедуры по введению новой тарифной модели в действие.

По мнению членов и экспертов Комитета, в условиях текущей высокой волатильности на рынках объемы перевозок и параметры экономической модели ОАО «РЖД», которые являются основой для формирования новой тарифной модели, в среднесрочной перспективе являются трудно прогнозируемыми. Расчет этих параметров возможен после стабилизации макроэкономической ситуации и формирования новых устойчивых транспортных потоков (предположительно, не ранее 2023-2024 гг.).
Члены и эксперты Комитета считают, что в текущих условиях можно проработать базовые вопросы новой тарифной модели, построить расчетную экономическую модель ОАО «РЖД», а дальнейшее формирование тарифной модели возможно только после определения макроэкономических предпосылок, объемов перевозок и актуализации экономической модели ОАО «РЖД».
С учетом этого члены и эксперты Комитета предлагают определить состав и последовательность мероприятий, включенных в План-график, а конкретные сроки их реализации установить после стабилизации экономической ситуации.

2. Создание рабочей группы по проработке новой тарифной модели

Для проработки основных принципов формирования и функционирования новой тарифной модели члены и эксперты Комитета предлагают создать рабочую группу с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, ОАО «РЖД», основных участников рынка и научных организаций.

3. Определение базовых элементов новой тарифной модели

Члены и эксперты Комитета также считают важным при проведении работы по разработке новой тарифной модели определить:
а) цели и задачи новой тарифной модели (например, роль ОАО «РЖД» в новой тарифной модели – вывоз грузов или максимизация тарифной выручки компании; перечень отраслей, направлений, технологий перевозок, которые важно развивать и/или стимулировать);
б) основные методологические положения нового Прейскуранта, включая:
- перспективную структуру участников рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом, их взаимоотношения, права и обязанности;
- используемые технологии перевозок (в частности, вопросы движения ускоренных контейнерных поездов по пассажирским ниткам, контрейлерных поездов и прочее);
- вопросы перекрестного субсидирования по видам перевозок и по отдельным грузам;
- целевые сегменты транспортного рынка, подлежащие государственному тарифному регулированию;
- целесообразность заключения «сетевого контракта» с ОАО «РЖД» с определением целевых пропускных и провозных способностей.

По мнению членов и экспертов Комитета, при формировании новой тарифной модели необходимо также учитывать возможные изменения на рынке железнодорожных перевозок (например, изменение отношений участников, их ролей, задач отрасли).

В рамках обсуждения ОАО «РЖД» было предложено:

- при формировании тарифов не выделять отдельные составляющие (инфраструктурная, локомотивная), поскольку ОАО «РЖД» одновременно является перевозчиком и владельцем инфраструктуры;
Члены и эксперты Комитета отметили, что в действующем законодательстве (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. №643) предусмотрено выделение тарифных составляющих, и до изменения законодательства предлагается сохранить существующий подход с выделение тарифных составляющих.

- оценить целесообразность применения тарифов по конкретным маршрутам перевозок.
Члены и эксперты Комитета в целом поддержали целесообразность проведения расчета среднесетевого и помаршрутных тарифов и отметили, что решение о выборе подхода к тарификации должно осуществляться по итогам указанных расчетов.

Кроме того, члены и эксперты Комитета предложили уточнить отдельные формулировки представленных в Плане-графике мероприятий и дополнить План-график отдельными мероприятиями (выделено красным):

Наименование мероприятия Контрольные документы Срок исполнения Ответственные исполнители
1. Проработка базовых вопросов формирования новой тарифной модели

1.1. Создание рабочей группы с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, ОАО «РЖД», основных участников рынка и научных организаций

Распоряжение Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России, ФАС России, Минтранс России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД»

1.2. Проработка Рабочей группой базовых вопросов формирования новой тарифной модели:

- формирование целей, задач и базовых методологических положений новой тарифной модели грузовых перевозок;

- разработка и согласование перечня операций (услуг), расходы на которые включены в тариф, в т.ч. движенческие и начально-конечные операции;

- формирование технологических нормативов оказания услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию;

- актуализация методологии раздельного учета доходов и расходов ОАО «РЖД».

Доклад в Правительство Российской Федерации

Рабочая группа

1.3. Разработка расчетной экономической модели ОАО «РЖД» (определение структуры и динамики затрат, инвестиционной программы, моделирование потребности в источниках ее финансирования) на основе текущих прогнозов ОАО «РЖД»

Доклад в Правительство Российской Федерации

Рабочая группа

2. Формирование прогноза объемов перевозок

2.1. Прогноз развития мировых рынков по отраслям с прогнозом перспективных объемов грузопотоков на мировом рынке на основе оценки конкурентоспособности российских грузов, в региональном разрезе

Аналитический отчет

Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минтранс России, ОАО «РЖД»,Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», Научные организации

2.2. Формирование прогноза грузовых железнодорожных перевозок на основе актуальных экономических прогнозов развития страны, а также:

- перспективной грузовой базы и грузопотоков, в т.ч. с учетом пункта 2.1 плана-графика;

- целевой пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта и потребностей в ее развитии.

Доклад в Правительство Российской Федерации

Рабочая группа

3. Актуализация экономической модели ОАО «РЖД» (определение стоимостной базы тарифов)

3.1. Определение стоимостной базы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (актуализация экономической модели ОАО «РЖД»), включая:

- определение базовой среднесетевой и помаршрутной себестоимости (полной и переменной) грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в целом и по каждой из тарифных составляющих, а также нормативной переменной себестоимости перевозки массовых грузов с учетом маршрутной скорости и фактического веса поезда;

- определение целей по финансовому результату ОАО «РЖД», исходя из обеспечения вывоза предъявляемых объемов перевозок, целевых показателей пропускной и провозной способностей, необходимых инвестиций компании для реализации мероприятий по развитию и модернизации железнодорожной отрасли под перспективные объемы и структуру перевозок.

Доклад в Правительство Российской Федерации

Рабочая группа

4. Разработка и апробация новой тарифной модели

4.1. Формирование концепции новой тарифной системы - параметрической модели, включая пооперационный состав тарифа, и методологии расчета составляющих тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом

Доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России, ФАС России, Минтранс России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД»

4.2. Оценка чувствительности реального сектора экономики к тарифной нагрузке в увязке с оценкой влияния тарифных решений на ОАО «РЖД»

Доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России, ФАС России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Минпромторг России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД»

4.3. Определение уровня тарифов по конкретным грузам (группам грузов), обеспечивающего реализацию стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в части обеспечения стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой безопасности. Оценка социально-экономических последствий изменения тарифной нагрузки по отраслям промышленности и (при необходимости) по ключевым грузоотправителям

Доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России, ФАС России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД»

4.4. Апробация новой тарифной модели в тестовом режиме

Доклад в Правительство Российской Федерации

ОАО «РЖД», ФАС России, Минэкономразвития России, Минтранс России

5. Ввод в действие новой тарифной модели

5.1. Утверждение технологических нормативов оказания услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию.

Приказы Минтранса России

Минтранс России

5.2. Разработка нового Прейскуранта № 10-01 на основании согласованной методологии формирования новой тарифной системы

Проект нового Прейскуранта № 10-01

ФАС России, Минэкономразвития России, ОАО «РЖД»

5.3. Введение в действие нового Прейскуранта № 10-01

Приказ ФАС России

ФАС России

6. Формирование концепции тарифного регулирования в других сегментах железнодорожных перевозок

6.1. Формирование концепции новой системы нормативного регулирования услуг ППЖТ – выбор (определение) модели ценообразования (регулируемые тарифы или свободные нерегулируемые цены), включая выделение и дерегулирование (полное или частичное) локомотивной и инфраструктурной составляющих

Доклад в Правительство Российской Федерации

Рабочая группа

6.2. Формирование концепции новой тарифной системы на услуги инфраструктуры в пассажирском комплексе

Доклад в Правительство Российской Федерации

Рабочая группа

383

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма