Девальвация – не основание для повышения железнодорожных тарифов

Девальвация – не основание для повышения железнодорожных тарифов

06 июля 2016

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» на своем заседании, состоявшемся 5 июля 2016 года, рассмотрел Заключение ОАО «РЖД» «Об изменении тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом в рамках ценовых пределов в направлении сухопутных погранпереходов и припортовых станций железных дорог Российской Федерации, имеющих экспортный код» (письмо от 29.06.2016г. № ИСХ-10639/ЦФТО). В указанном документе предлагается вынести на заседание правления ОАО «РЖД» проект решения об установлении с 09.08.2016г. повышающего коэффициента в размере 1,134 к тарифам на перевозку нефти и нефтепродуктов. При этом в качестве обоснования данного решения использован пункт 15.3 Приказа ФСТ от 18 декабря 2012 г. № 398-т/3 «Об утверждении правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)» (далее – Правила).

Применение повышающего коэффициента по верхней границе тарифного коридора обосновывается тем, что по оценке ОАО «РЖД уровень тарифов на транзитные перевозки нефти и нефтепродуктов более чем на 13,4% превышает уровень тарифов на экспортные перевозки.

Совет потребителей считает неправомерным применение пункта 15.3 Правил в качестве обоснования для повышения тарифов, поскольку транзитные тарифы формируются на базе МТТ (международного транзитного тарифа), валютой которого является швейцарский франк. Начисление провозных платежей за транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам осуществляется в валюте тарифа – швейцарских франках, которые пересчитываются в рубли по курсу, установленному Центральным Банком Российской Федерации на дату приема груза к перевозке. Валютой же Прейскуранта 10-01 является российский рубль. Представляется некорректным сравнивать рублевый тариф на экспортные перевозки и транзитный тариф, величина которого при пересчете на рубли напрямую зависит от текущего курса российской валюты к швейцарскому франку (доллару США).

Совет потребителей считает, что включение пункта 15.3 в Правила является грубой методологической ошибкой, поскольку фактически вводит возможность изменять уровень тарифов Прейскуранта 10-01 по решению ОАО «РЖД» в зависимости от курса рубля Российской Федерации к валютам иностранных государств.

Эксперты Совета потребителей также отмечают, что в вышеуказанном Заключении ОАО «РЖД» нарушаются принципы сопоставимости условий (из-за разницы масштабов перевозки), наличия альтернативных маршрутов, отсутствуют обосновывающие расчеты.

В настоящий момент завершается работа над новой редакцией Правил и Совет потребителей предлагает упразднить пункт 15.3, как методологически неверный. В случае необходимости сохранения для ОАО «РЖД» права повышать тариф в отдельных специфических случаях, условия применения тарифного коридора должны быть сформулированы в новой редакции Правил таким образом, чтобы исключить возможность двойного толкования и злоупотреблений при использовании механизма установления повышающих тарифов в рамках ценовых пределов.

В ходе обсуждения члены и эксперты Совета потребителей высказали мнение, что в связи с окончанием 8 августа 2016 года 2-х летнего срока применения повышающих коэффициентов по пункту 15.4. Правил, ОАО «РЖД» фактически пролонгирует действие коэффициентов в рамках пункта 15.3. Совет потребителей также поручил Комитету по тарифным вопросам запросить в ОАО «РЖД» и проанализировать отчет по результатам применения повышающих коэффициентов по пункту15.4. Правил, включая информацию о расшивке «узких» мест.

Вторым вопросом на заседании Совета потребителей, вызвавшим продолжительное обсуждение, было рассмотрение вопроса о Совете рынка на железнодорожном транспорте. С докладами выступили члены Совета потребителей И.А. Южанов, В.В. Гераскин, Г.В. Киндер. По результатам подробного обсуждения Советом потребителей единогласно было принято решение поддержать создание рабочей группы по вопросам создания Совета рынка на железнодорожном транспорте при профильном отраслевом министерстве - Минтрансе России - и направить представителей Совета потребителей в состав указанной рабочей группы.

Также Совет потребителей поручил своим комитетам по удовлетворенности качеством услуг ОАО «РЖД» по грузовым и по пассажирским перевозкам разработать и представить на рассмотрение концепцию создания Совета рынка на железнодорожном транспорте.

На заседании Совета потребителей присутствовали представители Минэкономразвития России, Минтранса России, ОАО «РЖД» и эксперты Открытого Правительства. Представители ФАС России на обсуждении вопросов Советом потребителей ОАО «РЖД» отсутствовали.
26614

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма