Железнодорожный узел развяжет частный инвестор

Железнодорожный узел развяжет частный инвестор

11 января 2017

Источник: Коммерсантъ

Минтранс будет реализовывать проект железнодорожного узла Восточный--Находка на основе механизма концессии. По мнению экспертов, это решение может быть следствием проблем в отношениях с подрядчиком в лице входящей в группу "Сумма" "Стройновации". Тем более что проект планируется изменить так, чтобы он учитывал прирост на 20 млн тонн грузовой базы у конкурента "Суммы" — "Восточного порта", подконтрольного "Кузбассразрезуглю", железнодорожные мощности которого ранее не были учтены в генсхеме.

Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу использовать механизм концессии для проекта железнодорожного узла Восточный--Находка, следует из протокола совещания 26 декабря 2016 года (есть у "Ъ"). Сроки реализации не сдвигаются, это 2020 год, но, как отмечается в протоколе, Минтранс и другие ведомства "с учетом оптимизации федерального бюджета в 2016 году должны внести соответствующие изменения в условия заключенных госконтрактов".

Проект комплексной реконструкции морского порта Восточный--Находка входит в ФЦП "Развитие транспортной системы России до 2020 года". Заказчик проекта — "Ространсмодернизация" (подведомственна Минтрансу). Конкурс на строительство железнодорожной и портовой инфраструктуры стоимостью около 24 млрд руб. выиграла "Стройновация" (входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова). Источники "Ъ" отмечали, что проект, хотя и комплексный, в наибольшей степени учитывает потребности угольного терминала "Суммы" "Север", мощность которого сначала должна составить 7 млн тонн, а к 2025 году вырасти до 20 млн тонн (см. "Ъ" от 11 августа 2016 года).

Но, по данным источников "Ъ", строительство железнодорожных подходов идет с осложнениями. Так, "Ространсмодернизация" трижды подавала в суд на "Стройновацию". В частности, заказчик требует неустойку 764,5 млн руб. по госконтракту на выполнение строительных работ с разработкой рабочей документации по железнодорожной инфраструктуре. Также в системе зарегистрированы иски на взыскание неустойки 1,6 млрд и 838,1 млн руб. Связаться с представителями "Стройновации" вчера не удалось, в "Сумме" от комментариев отказались.

От изменения конфигурации проекта выиграет конкурирующее с "Суммой" АО "Порт Восточный" (входит в Управляющую портовую компанию, подконтрольную "Кузбассразрезуглю" Искандера Махмудова). В 2016 году порт перевалил 23,5 млн тонн угля, в 2017 году планируется нарастить мощности до 29 млн тонн, а к 2019 году выйти на 39 млн тонн. По итогам совещания Аркадий Дворкович поручил президенту ОАО РЖД Олегу Белозерову и Совету потребителей внести изменения в генсхему развития узла, в частности увеличить его пропускную способность в 2019 году на 20 млн тонн. Источник, близкий к одной из угольных компаний, называет решение "очень своевременным". В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что представители компании присутствовали на совещании, но комментировать итоги не стали.

По мнению Надежды Малышевой из PortNews, обсуждение варианта концессии говорит о том, что госсредств недостаточно для проекта, выполняющегося частным инвестором. При этом успешных проектов, реализуемых по концессионным схемам, мало, отмечает она.
16081

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма