Источник: КоммерсантЪ
ФАС предлагает снизить на 30–40% цену предоставления вагонов входящей в ОАО РЖД и одной из крупнейших в стране Федеральной грузовой компании — под дешевые грузы на внутреннем рынке. Идея призвана не только увеличить доступность вагонов, но и способствовать завершению приватизации в сегменте оперирования. Действительно ли речь идет о продаже ФГК или в ФАС просто говорят о ее исчезновении с рынка в силу утраты автономии, чиновники не поясняют. Участники рынка и эксперты критикуют предложения ФАС, обвиняя службу в «разваливании конкурентного сегмента рынка».
ФАС хочет уравнять тарифы на перевозки грузов для Федеральной грузовой компании (ФГК) и других операторских дочерних компаний ОАО РЖД с прейскурантом 10–01 — то есть расценками, установленными для инвентарного (собственного) парка ОАО РЖД. Как рассказал “Ъ” источник, знакомый с содержанием предложений ФАС по развитию конкуренции, речь идет о «приведении цен на услуги по предоставлению вагонного парка, принадлежащего группе лиц РЖД (гарантирующего национального перевозчика), в соответствие с экономически и технологически обоснованным уровнем среднесетевого тарифа — уровнем тарифного прейскуранта — в отношении предоставления вагонов на перевозку грузов первого тарифного класса на внутреннем рынке». Это, например, уголь, щебень, руда, цемент, лес, пиломатериалы.
Из-за ажиотажного спроса на полувагоны со стороны угольщиков цены на предоставление парка в последнее время заметно выросли (1,7–1,8 тыс. руб. в сутки, аренда и спот — выше 2 тыс.). Цена прейскуранта (17,5% тарифа на перевозку) при этом составляет всего 1,15 тыс. за вагон в сутки. Ожидаемым результатом, по мнению ФАС, должно стать повышение доступности вагонов на внутреннем рынке и рост экономики — на первом этапе. На втором же этапе результатом этой меры видится «приватизация операторов подвижного состава и завершение структурного разделения организации—владельца инфраструктуры от организаций—операторов подвижного состава».
ФАС давно пытается снизить ставки ФГК, подчеркивая, что ОАО РЖД должно предоставлять свой парк по установленным тарифам. Сейчас вагоны ФГК формально не считаются инвентарным парком монополии и предоставляются по нерегулируемым ценам. Предписания в адрес ОАО РЖД и ФГК от 15 декабря 2017 года требуют от монополии прекратить практику заключения с ФГК договоров, в том числе агентских, которые приводят к экономически необоснованным расходам грузоотправителей сверх прейскуранта 10–01, ФГК оспаривает предписание (см. “Ъ” от 12 марта).
Приватизация ФГК обсуждалась и раньше, но сама ФАС относилась к идее с осторожностью, так как «воздействовать на частную монополию сложнее». Сейчас в службе не поясняют, что имеют в виду под приватизацией — реальную продажу ФГК или же формальную потерю ею автономии при объявлении парка инвентарным. В ОАО РЖД, ФГК и Минтрансе от комментариев отказались. Минтранс в проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок предлагал сохранить за ОАО РЖД присутствие в сегменте оперирования (см. “Ъ” от 28 февраля).
По мнению главы экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, подход ФАС в корне неверен: вагонная составляющая должна считаться только по базовому тарифу, то есть для второго класса. Первый и третий классы зависят от ставок второго, иначе теряется модель построения тарифов. «Если регулятору угодно, то под свою ответственность он этот тариф может и обнулить, но определив источники компенсации выпадающих доходов»,— поясняет эксперт. С таким подходом, добавляет господин Иванкин, ФАС умышленно разваливает конкурентный сегмент рынка — одно из немногих достижений реформы железнодорожного транспорта.
С этим согласен участник рынка: «Вместо того чтобы поддерживать рыночное ценообразование, служба пытается ввести точечное регулирование». Значительное снижение цен на вагоны ФГК, которые и без того пользуются повышенным спросом, может обернуться социальной напряженностью, скоплением грузовой базы и срыву сроков доставки.
19938