Источник: "КоммерсантЪ"
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) с партнерами заинтересован в участии в компании-концессионере, которая будет реализовывать проект ОАО РЖД "Северный широтный ход" на севере Западной Сибири. Размер участия РФПИ и его партнеры пока неизвестны, РФПИ ведет анализ экономической модели проекта. У ОАО РЖД есть предложения и от других инвесторов, говорят в монополии, но грузовая база проекта, на которой основывается его окупаемость, до сих пор не подтверждена.
РФПИ с партнерами может войти в капитал специальной проектной компании (SPV), которая будет концессионером проекта ОАО РЖД "Северный широтный ход" (СШХ), рассказали "Ъ" источники на рынке. В фонде подтвердили "Ъ" интерес к проекту, сообщив, что сейчас "ведется проработка экономической модели, в зависимости от которой будет приниматься итоговое решение". Пока окончательного решения о параметрах нет, говорят в РФПИ. В ОАО РЖД (основной инвестор СШХ) сказали, что готовы рассмотреть все предложения, в настоящее время есть несколько потенциальных инвесторов (детали в компании не уточняют). Источник "Ъ", близкий к монополии, рассказал, что 28 марта состоялась встреча представителей ОАО РЖД и РФПИ по этому вопросу. Ранее, говорит другой источник " Ъ", этот вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, и там глава фонда Кирилл Дмитриев уведомил о готовности фонда принять участие в проекте.
Как сообщал " Ъ" 28 февраля, реанимированный проект СШХ - 391,3 км железной дороги Обская - Надым - Пангоды - стоит 235,9 млрд руб. и реализуется в форме концессии, концессионер - РФ, концедент - SPV с участием ОАО РЖД. Проект должен увеличить транспортную доступность северных районов нефтегазодобычи. В него входят строительство новой дороги (113 млрд руб.), включающее железнодорожную часть мостов через Обь и Надым, и модернизация путей. Грузопоток по СШХ к 2025 году оценивается в 23,9 млн тонн с переключением 20 млн тонн с Транссиба, грузопоток на порты Северо-Запада РФ вырастет до 25,6 млн тонн к 2025 году. Предполагается, что грузы дадут НОВАТЭК (8,3 млн тонн газового конденсата), проект "Газпрома" НГХК (ШФЛУ и полиэтилен), "Роспан", "Геотрансгаз".
РФПИ, согласно инвестстратегии, не входит в проекты на долю выше 50%, хотя в консорциуме может получать и контроль. Кто может стать партнером, в РФПИ не говорят. В последнее время основными соинвесторами РФПИ выступали арабские и китайские суверенные фонды. Например, в аэропорту Пулково РФПИ за $200 млн покупает долю совместно с ближневосточными фондами, с тем же кругом инвесторов купил пакет в "Вертолетах России".
Российско-китайский инвестфонд (РКИФ, учрежден РФПИ и китайским CIC) и сам РФПИ с ближневосточными инвесторами приняли участие в SPO "Фосагро", РКИФ также инвестировал в мост через Амур и купил на IPO акции "Детского мира". С фондом ОАЭ Mubadala РФПИ интересовался Эргинским нефтяным месторождением и, по неофициальным данным, долей в нефтесервисной Eurasia Drilling.
Но до сих пор под сомнением грузовая база СШХ. Неясно, как будут замещаться 20 млн тонн грузов с Транссиба, под вопросом участие НОВАТЭКа в отправках (на него приходится около 40% грузов СШХ). Источник " Ъ", близкий к ОАО РЖД, говорит, что НОВАТЭК предполагает уйти на СШХ после того, как в 2023 году истечет контракт с монополией, дающий грузоотправителю скидки к тарифу. В НОВАТЭКе это не комментируют.
"Мы занимались СШХ полтора года назад, предлагалось несколько подходов к его структурированию, но, возможно, одной из причин того, что он так и не был начат, является то, что подходы не были привлекательны для инвесторов", - говорит партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. То, что финансирующая организация, РФПИ, готова вкладываться в проект с самого начала, - хороший показатель того, что выбранный подход верен, считает она. Партнер PwC Дмитрий Ковалев оценивает возможность вхождения РФПИ как вполне реальную: СШХ и по масштабам, и по сути соответствует тому, что должен делать фонд. "Единственная сложность будет с возвратом долларовой доходности партнерам, - прогнозирует он, - тарифы номинированы в рублях. Теоретически возможность разделить валютные риски с концедентом есть, но пока концеденты к этому не готовы".
92207