Источник: "Гудок" (onlinе)
На слушаниях в Совете Федерации сенаторы поддержали новый формат проекта Северного широтного хода (СШХ). В ближайшее время его вынесут на рассмотрение межведомственной транспортной комиссии под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича.
Как сообщил на слушаниях старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Вадим Михайлов, общая стоимость строительства СШХ составит около 236 млрд руб. Доля ОАО «РЖД» (как часть инвестиционной программы) в нём составит 105 млрд руб., которые необходимы для расширения участков на Северной и Свердловской железных дорогах. Это уменьшает потенциальные расходы частных инвесторов СШХ, которым предложат модель частной концессии.
«Концессионером будет специальная проектная компания, что снимает долговую нагрузку на ОАО «РЖД», – пояснил Вадим Михайлов. – Эта компания отвечает за строительство и эксплуатацию Северного широтного хода в течение 35 лет. Её доля составит 113,5 млрд руб. В неё могут войти любые заинтересованные участники».
Северный широтный ход (707 км) должен соединить Северную и Свердловскую железные дороги и позволяет сократить путь продукции с полуострова Ямал в сторону портов на сотни километров и обеспечить разгрузку наиболее сложного в этом отношении участка Транссиба между Екатеринбургом и Тюменью, снизить логистические издержки.
На сегодняшний день, по словам Вадима Михайлова, проект структурирован полностью. С Ямало-Ненецким автономным округом (ЯНАО) соглашение уже подписано, идут внутренние согласования по подписанию аналогичного документа с Газпромом. Проведены переговоры с ведущими финансовыми институтами развития, которые согласны выделить кредитные средства. Следующий шаг – это вынесение документов на рассмотрение правительственной межведомственной транспортной комиссии под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича. Государственные инвестиции предусмотрены в размере 30 млрд руб. (уменьшены вдвое по сравнению с первоначальным планом) и будут направлены на строительство моста через Обь. Закончить строительство хода предполагается к 2023 году, основной пик работ придётся на 2020–2021 годы.
Грузовая база проекта, по расчётам ОАО «Институт экономики и развития транспорта» ОАО «РЖД», к 2025 году составит порядка 24 млн тонн в год.
«Ресурсной базой служат крупные месторождения нефти и газа на севере Уральского федерального округа, – сказал генеральный директор ОАО «ИЭРТ» Фёдор Пехтерев. – Также нужно учесть, что в зоне тяготения СШХ сегодня расположено более 15 месторождений, которые, по разным оценкам, в перспективе могут дать от 15 до 23 млн тонн дополнительных грузов».
Заместитель генерального директора ООО «Газпромтранс» по производству и капитальному строительству Илья Козлов подтвердил, что Газпром присоединится к соглашению. «На сегодняшний день в Газпроме подписан приказ по созданию условий для участия компании в Северном широтном ходе», – сказал он.
Газпром должен достроить участок Надым – Пангоды и передать его в концессию. Важно, что на всём протяжении маршрута будет единый перевозчик и оператор инфраструктуры в лице ОАО «РЖД», что позволит не создавать барьерных мест.
Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов полагает, что этот проект имеет значение стратегического для государства и начать его реализацию нужно как можно скорее.
«Северный широтный ход даст другую схему распределения грузопотоков по европейской территории России: в порты Северо-Запада можно будет попасть и по Северной железной дороге, – говорит замминистра. – Схема частной концессии, которая выбрана для этого проекта, позволит примерно на год раньше начать строительство».
У Минтранса уже есть опыт согласования схемы частной концессии (железнодорожные подходы к портовой зоне на Таманском полуострове в августе прошлого года), поэтому, по словам чиновника, вся законодательная база существует. Как только проект получит одобрение в правительстве, начнётся работа по оформлению документов концессии.
Заместитель руководителя Совета Федерации Вячеслав Штыров заявил о поддержке проекта строительства Северного широтного хода и увязке его с ещё одним проектом – Северным морским путём, который предполагает морскую перевозку российских углеводородов в страны АТР. Северный морской путь должен быть обеспечен грузовой базой и функционировать на постоянной основе, а не просто использовать караванную проводку.
«Проект уже давно входит во все стратегические документы по транспортному планированию и является определяющим для развития Ямальского полуострова и нефтегазового сектора на этой территории, – заметил Вячеслав Штыров. – От его реализации зависит, состоится ли Северный морской путь как глобальный проект по связи Европы и Азии».
Проект сложный и дорогой, так как реализуется в тяжёлых климатических условиях и в условиях дефицита государственных средств. Однако, как отметил Вячеслав Штыров, при желании все вопросы могут быть решены. Свидетельством этого и является финансовый план, предусматривающий доходы для всех участников, и согласованный план реализации СШХ
88338