Минтранс просит делить ОТЛК без риска

Минтранс просит делить ОТЛК без риска

02 ноября 2016

Источник: КоммерсантЪ

Как выяснил "Ъ", Минтранс нашел изъяны в обеих версиях реорганизации Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, СП РФ, Белоруссии и Казахстана), из которой нужно вывести обратно в ОАО РЖД доли в "Трансконтейнере" и "РЖД-Логистике". Версия от ОАО РЖД не устраивает Минтранс, поскольку в ней монополия не получит прямого контроля над 50% плюс двумя акциями "Трансконтейнера". Версия Минэкономики, считает Минтранс, противоречит Гражданскому кодексу и несет риски образования у ОАО РЖД убытка из-за обесценения акций "Трансконтейнера".

Минтранс выступил против всех предложенных вариантов реорганизации ОТЛК, следует из письма замминистра Алексея Цыденова в Минэкономики от 28 октября (есть у "Ъ"). ОТЛК, созданная железными дорогами России, Белоруссии и Казахстана как логистическая компания для трансъевразийского контейнерного сообщения, должна быть преобразована по модели "без активов". Внесенные в капитал ОТЛК ОАО РЖД 50% плюс две акции контейнерного оператора "Трансконтейнер" и 100% минус одна акция "РЖД-Логистики" (РЖДЛ) должны быть вынесены за пределы СП.

Свои предложения уже представили ОАО РЖД, владеющее 99,84% акций ОТЛК, и Минэкономики (см. "Ъ" от 28 сентября). ОАО РЖД предлагало разделить ОТЛК на четыре компании, куда перейдут и доли Белоруссии и Казахстана в ОТЛК (по 0,08%). Минэкономики, напротив, предлагало сохранить доли партнеров в компании, которая получит бизнес "старой ОТЛК", а РЖДЛ и "Трансконтейнер" вынести в структуру, принадлежащую ОАО РЖД. В итоге Минэкономики согласилось с оговорками взять вариант ОАО РЖД за основу (см. "Ъ" от 5 октября).

Но Алексей Цыденов пишет, что оба варианта предполагают реорганизацию ОТЛК (а вариант Минэкономики — еще и реорганизацию ОАО РЖД) и, следовательно, несут риски предъявления требований кредиторов к структурам. Вариант ОАО РЖД не устраивает Минтранс громоздкостью схемы и отсутствием у ОАО РЖД прямого контроля над выводимыми из ОТЛК активами. Предложения Минэкономики противоречат Гражданскому кодексу РФ, отметил Минтранс, а передача доли в "Трансконтейнере" ОАО РЖД негативно скажется на финансовых результатах монополии. Дело в том, что акции оператора сейчас дешевле, чем при формировании уставного капитала ОТЛК, поясняется в письме, убытки ОАО РЖД могут составить 9,5 млрд руб.

В Минтрансе и ОАО РЖД комментариев не дали. Источник "Ъ", близкий к монополии, говорит, что письма с подобным содержанием не получали. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что письмо получено, вопрос рассматривается. "Варианты реорганизации ОТЛК будут тщательно прорабатываться, до тех пор пока не будут исключены все риски",— подчеркивают там.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что наиболее логичной представляется схема, при которой в акционерном капитале "Трансконтейнера" у Минска и Астаны не будет долей. Но, продолжает эксперт, риски, связанные с реорганизацией ОАО РЖД, следует учитывать — в первую очередь из-за его валютного долга,— в то время как у "Трансконтейнера" данный риск отсутствует: его чистый долг составляет менее 0,2 EBITDA и представлен на 95% рублевыми облигациями, проспектом которых не предусмотрено досрочное погашение при реорганизации.

Но в "Трансконтейнере" по-прежнему заинтересованы частные инвесторы: как писал "Ъ" 28 октября, группа "Сумма" Зиявудина Магомедова (владеет 24,1% акций оператора) уже предлагает выкупить либо контрольный пакет у ОАО РЖД по рыночной цене, либо его половину с премией к рынку в 20-30%, а еще половину — через четыре-пять лет. В эту сделку может вмешаться ФАС: в понедельник глава службы Игорь Артемьев заявил, что продавать актив надо на очень строгих условиях, разделив активы на две-три части и продав одну из них на рынок, чтобы не создавать монополию. По мнению Михаила Бурмистрова, на рынке железнодорожных контейнерных перевозок конкуренция достаточна и ее не нужно искусственно поддерживать. Риски ее нарушения возникнут только в случае, если пакет купит "Сумма", контролирующая второго по величине контейнерного оператора FESCO, чей бизнес интегрирован с морскими линиями. Эксперт замечает, что дробление "Трансконтейнера" негативно скажется на его конкурентоспособности как международного транзитного перевозчика.
19911

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма