Интервью Заместителя Министра транспорта РФ Алана Лушникова "РЖД -ТВ"

Интервью Заместителя Министра транспорта РФ Алана Лушникова "РЖД -ТВ"

26 апреля 2017

Источник: РЖД-ТВ

Принцип «бери или плати». Целевая модель рынка. Стратегические ж/д проекты. Гость в студии – Алан Лушников, заместитель министра транспорта России.

ВЕДУЩАЯ: В эфире «РЖД-ТВ», программа «Деловой разговор». Меня зовут Ксения Рудий. Сегодня гость нашей студии – заместитель министра транспорта России Алан Лушников. Алан Валерьевич, здравствуйте, рада Вас приветствовать.

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: Здравствуйте, Ксения.

ВЕДУЩАЯ: Прошло несколько месяцев с тех пор, как Вы были назначены на должность заместителя министра транспорта России. Полагаю, что за это время уже удалось прочувствовать ситуацию в отрасли, что называется, изнутри? На чем планируете сосредоточиться в ближайшее время? Решение каких задач представляется наиболее актуальным?

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: У нас есть задачи этого года, принципиальные вопросы, связанные с приоритетными проектами, которые реализует государство и компании. Делают они это вместе. Об этом я скажу чуть позже. И, конечно, очень важный вопрос компетенции министерства – это государственная политика, это нормативно-правовое регулирование. Здесь есть уже понимание, есть уже назревшие вопросы. Наверное, могу очень коротко сказать о приоритетах. Самый главный вопрос – это тот вопрос, который у нас уже на столе, это законопроект о регулярном пассажирском железнодорожном сообщении, мы его внесли в правительство, должны там принять все необходимые решения и внести этот законопроект в Государственную Думу как правительственный. Это очень важный законопроект. В прошлом году правительство приняло принципиальное решение по поддержке железнодорожных перевозок пассажиров. Это и налоговое решение, напомню, что правительством установлена ставка НДС 0% и на пригородные перевозки, и на пассажирские перевозки в дальнем следовании на долгосрочной основе. С момента принятия этого решения федеральная часть обеспечена полностью финансированием. То есть, полным рублем обеспечено финансирование пассажирских перевозок дальнего следования и услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые оказываются в рамках оказания услуг по перевозке пассажиров пригородных. Но особенности бюджетного цикла, особенности тарифной политики на настоящий момент таковы, что они не позволяют выстроить долгосрочную регуляторную среду и создать условия для долгосрочного инвестирования в этот сектор. Потому этот закон позволяет нам выйти на специальную процедуру, на специальный регуляторный контракт, который позволит сделать обязательства государства, будь то РФ или субъект РФ, защищенными. Эти обязательства должны в безусловном порядке исполняться за счет средств федерального бюджета или регионального бюджета, если мы говорим о пригородных перевозках. При этом мы, конечно, говорим о том, что в части потребностей принятие этого закона не повлечет за собой расходования дополнительных средств бюджетов какого бы то ни было уровня. Закон, он же следует всегда за экономическими отношениями, и экономические отношения меняются с течением времени. Поэтому нужно нормативную базу изменять, адаптировать и делать ее более понятной и эффективной для того, чтобы всем участникам рынка было более комфортно работать.

ВЕДУЩАЯ: Ранее Ваш коллега, также заместитель министра транспорта Сергей Аристов, говорил о том, что разобраться в этом году планируется с рядом законов-долгожителей. Вот, Вы упомянули о законе о регулярном железнодорожном пассажирском сообщении в РФ. Также планируется утвердить вопрос о железнодорожном транспорте в России, и, кроме того, еще 18 законопроектов, которые касаются работы железнодорожного транспорта. Принятие этих документов что принципиально изменит в отрасли? Может быть, нововведения какие-то позволит реализовать? Может быть, инициативы какие-то позволит обсуждать?

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: Могу сказать о двух принципиальных законопроектах, которые для нас очень важны. Первый – это законопроект, который нам необходимо внести в правительство в этом году – о возможности заключения контрактов «take or pay» на железнодорожном транспорте («бери или плати»). Идет речь о том, что грузоотправитель должен иметь возможность принять на себя гарантированные обязательства по предъявлению грузоперевозки в обмен на приоритетный доступ перевозки и к инфраструктуре соответственно. Хочу сказать, что концепция эта достаточно непростая, потому что вопрос этих новых прав грузоотправителей входит в противоречие с начальной конструкцией публичности договора о перевозке, который компания «РЖД» обязана заключить с каждым, кто к ней обратится. Вопрос приоритета в настоящий момент решен очень просто – кто раньше подал заявку, тот и поехал. Поэтому здесь нужна очень тонкая настройка для того, чтобы нам публичность договора о перевозке не разрушить. Но при этом совершенно очевидно, что когда компания вкладывает в инфраструктуру, акционер – правительство РФ – требует от компании определенных гарантий по грузопотоку. И, в общем-то, те или иные меры государственной поддержки, которые правительство направляет в инфраструктуру, они также требуют какой-то возвратности и какого-то эффекта. Поэтому здесь эта конструкция, она точно будет востребована. И второй вопрос – это некоторое упрощение порядка распоряжения имуществом компании. У нас есть случаи, когда идет речь о каких-то объектах коммунального хозяйства, еще каких-то вещах, и, собственно, в этой части либо сложная процедура отчуждения этого имущества, даже передачи на уровень публичной собственности, либо это просто невозможно сделать. И в этом направлении мы тоже будет работать, соответствующий законопроект разработан, и мы надеемся на его принятие.

ВЕДУЩАЯ: А вот с грузоотправителями каким-то образом есть диалог по части этих законотворческих инициатив? Ведь по тому законопроекту, о котором Вы уже упомянули, «take or pay», было достаточно много различных обсуждений, по крайней мере, в прессе. И то, за что переживает рынок, это не будут ли ущемлены права самих грузоотправителей. Вы упомянули о тонкой настройке, это безусловно, но как-то с ними диалог выстаивается?

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: Кончено. У нас есть соответствующие площадки. Это и Общественный совет Министерства транспорта, это и Совет потребителей компании «Российские железные дороги», и Экспертный совет при правительстве. У нас очень хорошо налажена система взаимодействия, которая позволяет учитывать все интересы. Потому что министерство, оно хоть и отвечает за отрасль, но стабильная, эффективная, качественная работа отрасли невозможна без взаимодействия, без диалога с грузовладельцем. Потому что, собственно, транспорт – это сервис.

ВЕДУЩАЯ: Вот Вы как раз упомянули о работе площадок, и именно о них мой следующий вопрос. Достаточно много организаций, где «РЖД» и министерство транспорта выстраивает диалог и с частным бизнесом, и с грузоотправителями. Сейчас обсуждается инициатива создания Совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте. Насколько есть актуальность вот в таком формате взаимодействия?

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: Хочу сказать, что есть разные варианты создания Совета рынка. Мы их сейчас дискутируем вместе с грузовладельцами, вместе с компанией, вместе с федеральными органами исполнительной власти, и будем докладывать на соответствующем совещании в правительстве. Я думаю, что самая важная функция, которая должна быть на этой площадке, это функция совершенствования технологий работы железнодорожного транспорта, то, что от каждого участника этого процесса зависит очень много. От того, как грузоотправитель организовывает свою работу, как оператор, компания, и от слаженности их действий зависит общий результат. Поэтому такая площадка точно нужна. Как мы ее назовем – это вопрос второй.

ВЕДУЩАЯ: Дублирования функций не возникнет?

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: Ну, конечно, нам нужно его избежать.

ВЕДУЩАЯ: Один из документов, которые обсуждаются сегодня в отрасли, это целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок. Документ, которого отрасль также ждет достаточно много, но до сих пор он не утвержден. Какие бы Вы лично инициативы предложили в этой модели?

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: Целевая модель рынка сейчас действительно находится в дискуссии. Там есть целый ряд возможных решении, по которым у нас нет консенсуса между федеральными органами исполнительной власти. Поэтому мне кажется, что здесь каждое из предложений оценить с точки зрения воздействия на рынок в целом, на грузовладельцев и на компанию. И вот сейчас вопрос в том, является ли эта целевая модель моделью структурного изменения в отрасли, или же она является моделью стабилизации отраслевого статус-кво.

ВЕДУЩАЯ: Вам какая модель представляется наиболее…

АЛАН ЛУШНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РФ: Вот сейчас компания предложила, и на мой взгляд, это достаточно заслуживает внимания, делать это поэтапно. Первый шаг – это стабилизация ситуации в компании, потому что у нас есть серьезная проблема, которая состоит в том, что в связи с изменением структуры перевозок грузов, дальности и структуры по именно грузообороту, поменялся баланс компании. У нас тарифной выручки в целом стало меньше. И эта ситуация, она требует своего разрешения. То есть, нам нужно и сбалансировать ситуацию с тарифными доходами, возможно, поменять настройки прейскуранта, и эта работа сейчас идет, она в самом начале, и изменить структуру издержек компании. Над этим компания работает тоже очень активно, мы ее в этом поддерживаем. А на следующем этапе компания предлагает рассмотреть возможности каких-то структурных изменений, имея в виду, что к этому можно перейти только после стабилизации текущей ситуации.
83428

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма