Альтернатива бюджету

Альтернатива бюджету

04 мая 2017

Источник: Гудок

Средства от «вечных» облигаций ОАО «РЖД» пойдут на проекты Московского транспортного узла

Министерство финансов подготовило изменения в закон «О рынке ценных бумаг», которые позволяют компаниям выпускать рублёвые облигации без определённого срока погашения. ОАО «РЖД» рассчитывает до конца 2017 года сделать пилотный выпуск таких ценных бумаг, чтобы профинансировать проекты Московского транспортного узла (МТУ). Они станут альтернативой бюджетным инвестициям.

Поправки в закон «О рынке ценных бумаг», которые размещены на сайте regulation.gov.ru, дают возможность компаниям реального сектора экономики выпускать облигации, «срок погашения которых не установлен». Также этот инструмент предусматривает право эмитента в одностороннем порядке отказаться от выплаты процентов по ним. Покупатели бессрочных бумаг не имеют права требовать их досрочного погашения. Инвестор, купивший такую облигацию, может либо неограниченное время получать процентный доход (купон), либо продать её на рынке другому инвестору по текущей стоимости.

Как сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, в компании рассчитывают, что утверждение этих изменений займёт несколько месяцев, и к концу года компания сможет сделать пилотный выпуск таких облигаций на сумму 10–15 млрд руб.

«Сейчас мы эти облигации можем выпустить в формате зарубежных заимствований в валюте, но нас интересуют облигации, которые будут выпущены на локальном рынке в рублях, – сказал Вадим Михайлов. – Мы ведём переговоры с нашими регуляторами и надеемся, что решение будет принято».

Как пояснили «Гудку» в ОАО «РЖД», за счёт таких облигаций компания надеется профинансировать проекты Московского транспортного узла. Средства московского правительства не могут идти в проект напрямую, они должны проходить через федеральный бюджет, поэтому срок получения этих денег сильно затягивается. В 2017 году компания должна инвестировать в МТУ 26,7 млрд руб., из них 13,2 млрд – это деньги бюджета.

Бессрочные облигации как финансовый инструмент в таком случае имеют преимущество: они не увеличивают долговую нагрузку компании, поскольку имеют все признаки уставного капитала. Именно поэтому в законе предусмотрена возможность для эмитента не выплачивать проценты по аналогии с дивидендными платежами (все основания для этого должны быть прописаны в проспекте эмиссии), и это не рассматривается как дефолтное событие. Взамен такого ограничения своих прав инвесторы получают более высокий процент: он в случае бессрочных облигаций обычно на 1–2% выше, чем у классических. При этом эмитент на самом деле имеет возможность выкупить эти бумаги, предложив оферту инвестору, если он посчитает, что обслуживание таких обязательств по предусмотренной процентной ставке ему невыгодно. Поэтому и РЖД смогут в случае получения федеральных средств погасить эти облигации по необходимости. Основной их покупатель – это пенсионные фонды, которые привлекает более высокий процент и хорошие кредитные качества заёмщика.

Глава комитета по стратегии Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, исполнительный директор НПФ «САФМАР» Евгений Якушев считает бессрочные облигации интересным инструментом для негосударственных пенсионных фондов, поскольку они уже в ближайшей перспективе столкнутся с необходимостью выплачивать пожизненные пенсии в большом объёме.

«Пока ещё немного людей получают пенсии, сформированные в результате накоплений, но постепенно их количество будет расти, и «вечные» облигации могли бы стать важным элементом в портфеле пенсионных фондов, позволяющим стабильно выплачивать пожизненные пенсии», – заявил он «Гудку».

Ещё один представитель НПФ пояснил, что покупки таких облигаций могли бы заинтересовать пенсионные фонды гораздо больше, чем сейчас в случае пересмотра критериев оценки надёжности. Если сейчас надёжность оценивается на конкретный момент, как у банков, то при переходе на международную практику, когда оценка соответствует состоянию пассивов и активов за различные периоды времени в будущем, бессрочные облигации в этом случае будут очень привлекательны.
19814

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма